КНЯЗЬЯ БЖЕДУГСКИХ ЗЕМЕЛЬ
People
Вчера читал замечательный пост в Instagram: simply_manakova о судьбе Елизаветы Жемчужниковой (в девичестве Хаджимуковой), внучки последнего владетельного князя адыгов-бжедугов хамышеевского колена, при котором бжедугские владения стали частью Кубанской области, а сам он принял православие и имя Николай (Тархан) в 1874 году. Внуков записывали уже на новый лад – Гаджимуковыми. Напомню, что фамилия Хаджимуко (сын Хаджи, сходившего в Мекку) очень старинная и уходит корнями в средние века, когда вожди из этого рода привели бжедугов с побережья Черного моря в их современные земли в Западной Адыгее. С ними связаны легенды адыгского (черкесского) этноса и старинный памятник-кенотаф в центральном парке Горячего Ключа. К роду Хаджимуковых относится и старая добрая история про Батыр-Гирея (Батчерия) Хаджимукова, который в первые годы,
Вчера читал замечательный пост в Instagram: simply_manakova о судьбе Елизаветы Жемчужниковой (в девичестве Хаджимуковой), внучки последнего владетельного князя адыгов-бжедугов хамышеевского колена, при котором бжедугские владения стали частью Кубанской области, а сам он принял православие и имя Николай (Тархан) в 1874 году. Внуков записывали уже на новый лад – Гаджимуковыми. Напомню, что фамилия Хаджимуко (сын Хаджи, сходившего в Мекку) очень старинная и уходит корнями в средние века, когда вожди из этого рода привели бжедугов с побережья Черного моря в их современные земли в Западной Адыгее. С ними связаны легенды адыгского (черкесского) этноса и старинный памятник-кенотаф в центральном парке Горячего Ключа. К роду Хаджимуковых относится и старая добрая история про Батыр-Гирея (Батчерия) Хаджимукова, который в первые годы, после основания Екатеринодара, просил Головатого пустить его с крестьянами жить на правый берег Кубани. Ради этого он в компании князей ездил к Екатерине Второй в Санкт-Петербург, у которой лично добился разрешения, но воспользоваться не успел. Батчерий погиб в Бзиюкской битве на речке Бзиюк у современного поселка Оазис в 1796 году, где сражались вольные адыги-шапсуги с бжедугской и шапсугской знатью.
Отец Елизаветы, Николай (Темтеч) Николаевич Хаджимуков, дослужился до звания офицера в лейб-гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона собственного Его Императорского Величества конвоя, с 1879 года был хорунжим в разных конно-казачьих полках области. Написал очерк «Народы Западного Кавказа». Был у него еще брат, Бачирей, юнкер и атаман станицы Казанукаевской. Николай Николаевич до революции не дожил. Умер в 1907 году и был похоронен на Всесвятском кладбище Екатеринодара. Могилы его не сохранилось, на ее месте нынче жилые дома. Семья бежала во Францию, где потомки Хаджимуковых и остались. Позже часть их перебралась в Англию, а кто-то и в СССР вернулся.
Более подробно о судьбе Елизаветы и Екатеринодарском доме Хаджимуковых на Карасунской, 49 (и не только) вы можете прочесть в Instagram: simply_manakova , которая об этой семье знает очень многое. Через нее я познакомился с Себастьяном Хаджимуковым в Фейсбук – семья активно изучает свои корни и ищет родственников.
Так, спустя многие годы, восстанавливаются утерянные связи и части единой картины семейной истории древнего рода адыгов-бжедугов.
Ссылки по теме:
ХАТОКШОКО МАГОМЕТ АША: ВСТУПАЯ НА ПУТЬ ЛЕГЕНДЫ
Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.
Возвращение к корням: ансамбль «Жъыу» как творческая лаборатория для возрождения аутентичного саунда
Получен международный паспорт "Черкесская гончая"
КАК КАБАРДИНЦЫ ЗАВЯЗЫВАЛИ ВОЛЧЬЮ ПАСТЬ
Историческое сознание адыгов как синтез накопленног опыта
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАБАРДЫ ТАМБИЕВА И ОБРАЗОВАНИЕ КАБАРДИНСКОГО КНЯЖЕСТВА ИНАЛИДОВ
ЛИЧНОСТЬ МАГОМЕТ АШ АТАЖУКИНА В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ ХАДЖРЕТСКОЙ КАБАРДЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853—1856 гг. В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ И В ГОСУДАРСТВЕ ШАМИЛЯ
"УОРК ХАБЗЭ" И "БУСИДО" КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОТЛИЧИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ ВОИНСКИХ СОСЛОВИЙ ЧЕРКЕСИИ И ЯПОНИИ