Усиления и прихода черкесов к власти в Мамлюкском королевстве
History
Баркук в хрониках назывался аль-каим би-даулят аль-Джаракиса (человек из страны Черкесия – прим.перев.). Он массово закупал мамлюков, и предпочитал черкесов всем остальным народам. Из этого следует, что он не полностью отказлся от закупок мамлюков среди других народов – факт, подтверждающийся несколькими источниками. Во-первых, тюрки, наряду с черкесами упоминаются среди сражавшихся за него в 791 г. Хиджры. Во-вторых, к каждому новому султану автоматически переходила киттабийа предыдущего, и, как наследник султанов Хаджжи и Шагбана, Баркуку перешли в наследство несколько сотен тюрков. В-третьих, в биографиях и некрологах, содержащихся в хрониках черкесского периода мы обнаруживаем большое количество амиров, принадлежавших Баркуку, тюркского происхождения (турки аль-джинс). Количество амиров-тюрков в период правления сына
Баркук в хрониках назывался аль-каим би-даулят аль-Джаракиса (человек из страны Черкесия – прим.перев.). Он массово закупал мамлюков, и предпочитал черкесов всем остальным народам. Из этого следует, что он не полностью отказлся от закупок мамлюков среди других народов – факт, подтверждающийся несколькими источниками. Во-первых, тюрки, наряду с черкесами упоминаются среди сражавшихся за него в 791 г. Хиджры. Во-вторых, к каждому новому султану автоматически переходила киттабийа предыдущего, и, как наследник султанов Хаджжи и Шагбана, Баркуку перешли в наследство несколько сотен тюрков. В-третьих, в биографиях и некрологах, содержащихся в хрониках черкесского периода мы обнаруживаем большое количество амиров, принадлежавших Баркуку, тюркского происхождения (турки аль-джинс). Количество амиров-тюрков в период правления сына Баркука, Фараджа, который был настроен враждебно по отношению к черкесам, гораздо меньше. Тем не менее, полно установление черкесского господства в королевстве прошло довольно быстро. Уже у автора Калькашканди, который завершил свою работу в 1412 году, мы читаем: "В наше время большинство амиров и солдат стали черкесами… Тюрков мамлюков в Египте стало так мало, что от них остались лишь несколько выживших и их дети".
Изменение Баркуком национального состава мамлюков и его последствия взывали волну критику со стороны мамлюкских хронистов, большинство из которых были тюрками, и эта критика не ослабевала в течение всего правления черкесов. Хронисты не жалели усилий для шельмования черкесов. Говоря о Таштамуре аль-‘Ала’и, бывшего дауадаром , а затем атабак аль-’асакиром (главнокомандующим), смещенном Баркуком и Баркой, Ибн Тагри Бирди говорит: "Времена Таштамура были временами процветания и благоденствия для мамлюкского королевства, под его мудрым руководством, и такое положение вещей сохранялось до его отстранения от власти и заключения в тюрьму. На его место пришли Баркук и Барка, которые сделали в королевстве вещи, от которых население страдает по сей день. Позже Баркук стал единственным правителем, и перевернул дела в королевстве с ног на голову, и его наследники продолжили таковое правление до сегодняшних дней, ибо он отдавал предпочтение мамлюкам из своего народа, и тем из его собственных мамлюков (аджлаб), которые были его родичами, он даровал большие уделы и высокие посты, хотя они и были в меньшинстве. Это и есть главная причина ослабления государства. Во истину, есть ли более ошибочная вещь, чем превосходство меньшинства над большинством? Это расходится с образом правления предыдущих султанов, ибо они не признавали превосходства никакого народа. Когда они находили человека, выделявшегося своим умом и мужеством, они оказывали ему предпочтения. Никто не получал какой-либо пост или звание, не заслужив его". Означает ли сказанное, что кипчаки были менее требовательны в вопросах этнической чистоты своих рядов, чем черкесы? Огромное разнообразие этнических групп среди мамлюков бахритского периода и в самом деле подтверждает данную точку зрения.
Процесс установления тотального черкесского превосходства несколько раз замедлялся и даже откатывался назад, первый из которых произошел после падения Баркука и отстранения его от трона в 791 Хиджры. Черкесская власть, на установление которой Баркук потратил столько усилий, пережила сильнейший удар, и если бы не его молниеносное возвращение к власти, установление черкесского господства в стране могло бы сильно замедлиться.
Хотя войны 791 года Хиджры достаточно подробно описываются в мамлюкских источниках, один фактор практически полностью игнорируется, а именно то, что эти войны были начаты Минташем и Йалбугой не просто лично против Баркука, но и против его черкесов. Это факт зафиксирован Ибн аль-Фуратом, который был современником описываемых событий, и который приводит самое детальное описание сражений 791 г. Хиджры. Есть также важное замечание в работе Ибн Кади Шухбы, который отмечает, что, хотя война затевалась не с целью полного уничтожения черкесов, временами она велась с огромным упорством и мстительностью.
После поражения армии Баркука в первом столкновении соперников в Сирии, люди Йалбуги, встречая любого мамлюка-черкеса, отбирали у него одежду и оружие и бросали его в темницу. В то же время, если к ним в руки попадал кто-либо из мамлюков Баркука тюркского происхождения, они отбирали у него вещи и отпускали. Унижения и преследования мамлюков Баркука продолжались и после сражения. Во время битвы в Каире, амир Туктай, евнух, сражавшийся на стороне Йалбуги и Минташа, крикнул: "Где черкесы, сохранившие свои гениталии? Бойтесь меня, Туктая-евнуха!" Мамлюки Баркука тюркского происхождения предали своего султана во время битвы за Каир и перешли на сторону врага, "и всякий, кто оказывался черкесом, был схвачен". Ближе к концу битвы Баркука покинули даже некоторые из черкесов. Позже, Йалбуга отдал приказ схватить всех мамлюков Баркука, как тюрков, так и черкесов. В ходе штурма Каира, сдавшимся черкесам была гарантирована безопасность. Несмотря на эти гарантии, Йалбуга отправил в ссылку некоторых из черкесов, сложивших тогда орудие.
Черкесы в Мамлюкском королевстве
Давид Айалон (Нойштадт)
Тель-Авив, Израиль
Ссылки по теме:
ХАТОКШОКО МАГОМЕТ АША: ВСТУПАЯ НА ПУТЬ ЛЕГЕНДЫ
Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.
Возвращение к корням: ансамбль «Жъыу» как творческая лаборатория для возрождения аутентичного саунда
Получен международный паспорт "Черкесская гончая"
КАК КАБАРДИНЦЫ ЗАВЯЗЫВАЛИ ВОЛЧЬЮ ПАСТЬ
Историческое сознание адыгов как синтез накопленног опыта
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАБАРДЫ ТАМБИЕВА И ОБРАЗОВАНИЕ КАБАРДИНСКОГО КНЯЖЕСТВА ИНАЛИДОВ
ЛИЧНОСТЬ МАГОМЕТ АШ АТАЖУКИНА В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ ХАДЖРЕТСКОЙ КАБАРДЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853—1856 гг. В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ И В ГОСУДАРСТВЕ ШАМИЛЯ
"УОРК ХАБЗЭ" И "БУСИДО" КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОТЛИЧИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ ВОИНСКИХ СОСЛОВИЙ ЧЕРКЕСИИ И ЯПОНИИ