Походная пища черкесов
History
Существование у черкесов специального термина, означающего походную пищу – «гъуэмылэ», свидетельствует о том, что военные походы занимали в их жизни значительное место. Для обозначения обычной пищи у черкесов были другие термины – «ерыскъы», «шхын». В качестве походной пищи черкесами использовались такие ее виды, как «къуэгъул», «хьэкъурт», «лыгъур», «кхъуейплъыжь» и некоторые другие. О первом (къуэгъул) Хан-Гирей сообщает: «Хголиль – пища, приготовляемая из просяной муки с медом и сохраняемая весьма долгое время, лет по десяти-двадцати и более; этого рода кушанье исключительно служит походною или, лучше сказать, наездническою пищею. Князья и уздени гордятся тем, что имеют такие старые хголили, которые едят, запивая водою, и, находясь в наездах, употребляют весьма умеренно» В фольклоре часто упоминается и другой вид
Существование у черкесов специального термина, означающего походную пищу – «гъуэмылэ», свидетельствует о том, что военные походы занимали в их жизни значительное место. Для обозначения обычной пищи у черкесов были другие термины – «ерыскъы», «шхын».
В качестве походной пищи черкесами использовались такие ее виды, как «къуэгъул», «хьэкъурт», «лыгъур», «кхъуейплъыжь» и некоторые другие.
О первом (къуэгъул) Хан-Гирей сообщает: «Хголиль – пища, приготовляемая из просяной муки с медом и сохраняемая весьма долгое время, лет по десяти-двадцати и более; этого рода кушанье исключительно служит походною или, лучше сказать, наездническою пищею. Князья и уздени гордятся тем, что имеют такие старые хголили, которые едят, запивая водою, и, находясь в наездах, употребляют весьма умеренно»
В фольклоре часто упоминается и другой вид походной пищи, так называемый походный хлеб «тхъурымбей». Вот что нам сообщил об этой пище и способе ее приготовления знаток и исследователь адыгской кухни Кубатиев Борис: тхурымбей изготавливают следующим образом: молоко, сметана, масло, яйца, соль вместе хорошо сбивают. Затем этим замешивают пшеничную муку. Из полученного теста делают небольшие катыши по 25–30 грамм, смазав руки маслом. Затем их бросают в горячее масло и жарят. Эту пищу брали в походы, так как она долго не портилась».
Для приготовления другого вида походной пищи – хакурта (хьэкъурт) использовали смолотую в муку прожаренную кукурузу, замешанную на меду.
В походы брали также сушеное мясо (лыгъур), имевшее свойство не портиться. Обычно это баранина или козлятина. Для их приготовления мясо хорошо просаливалось и высушивалось (зимой над очагом, летом на солнце). Иногда его дополнительно коптили.
Кислое молоко (шху), любимый повседневный напиток черкесов, также брали с собой в дорогу. Если дорога недальняя, то его брали в натуральном жидком виде. Если же это дальний поход, его брали в виде концентрата (шхуз), представлявшего из себя порошок или катыши белого цвета. Шхуз получали путем обезвоживания и процеживания кислого молока. При необходимости такой порошок разбавляли в воде, взбалтывали и употребляли в жидком виде.
Многие авторы свидетельствовали о том, что черкесы во время походов были необычайно воздержаны в пище...
А.С. Мирзоев
КОНСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ И ВОИНСКАЯ ЭКИПИРОВКА ЧЕРКЕСОВ В XVIII ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.
Ссылки по теме:
ХАТОКШОКО МАГОМЕТ АША: ВСТУПАЯ НА ПУТЬ ЛЕГЕНДЫ
Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.
Возвращение к корням: ансамбль «Жъыу» как творческая лаборатория для возрождения аутентичного саунда
Получен международный паспорт "Черкесская гончая"
КАК КАБАРДИНЦЫ ЗАВЯЗЫВАЛИ ВОЛЧЬЮ ПАСТЬ
Историческое сознание адыгов как синтез накопленног опыта
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАБАРДЫ ТАМБИЕВА И ОБРАЗОВАНИЕ КАБАРДИНСКОГО КНЯЖЕСТВА ИНАЛИДОВ
ЛИЧНОСТЬ МАГОМЕТ АШ АТАЖУКИНА В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ ХАДЖРЕТСКОЙ КАБАРДЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853—1856 гг. В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ И В ГОСУДАРСТВЕ ШАМИЛЯ
"УОРК ХАБЗЭ" И "БУСИДО" КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОТЛИЧИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ ВОИНСКИХ СОСЛОВИЙ ЧЕРКЕСИИ И ЯПОНИИ