Дракон в черкесской мифологии
Literature
Драконы (Благожъ) в черкесском эпосе представляют собой грозных ,неукротимых существ обладающих различными физическими и магическими свойствами и живущих как в воде ,так и на суше. Этнограф Лавров ,во время научной экспедиции в Лакшукай зафиксировал термин "Дракъ" в качестве названия для дракона не имевшего крыльев ,не способного летать. [Лавров, "Этнография Кавказа"] Часто в эпосе упоминается некое Междуморье или Двуморья ,как местообитание наиболее опасных из драконов. Именно в Двуморье нарт Тотреш сразил необычайного даже для эпоса семиглавого дракона - одна голова изрыгала кипящую воду ,другая напускала ядовитый туман и т.д. В жилах драконов течет черная кровь, их дыхание яд. Нарты теряли сознание даже тогда когда случайно вдыхали пары из ран драконов. Некоторые драконы были способны воплощаться в человекоподобных существ
Драконы (Благожъ) в черкесском эпосе представляют собой грозных ,неукротимых существ обладающих различными физическими и магическими свойствами и живущих как в воде ,так и на суше. Этнограф Лавров ,во время научной экспедиции в Лакшукай зафиксировал термин "Дракъ" в качестве названия для дракона не имевшего крыльев ,не способного летать. [Лавров, "Этнография Кавказа"]
Часто в эпосе упоминается некое Междуморье или Двуморья ,как местообитание наиболее опасных из драконов. Именно в Двуморье нарт Тотреш сразил необычайного даже для эпоса семиглавого дракона - одна голова изрыгала кипящую воду ,другая напускала ядовитый туман и т.д.
В жилах драконов течет черная кровь, их дыхание яд. Нарты теряли сознание даже тогда когда случайно вдыхали пары из ран драконов.
Некоторые драконы были способны воплощаться в человекоподобных существ «с заросшим, как у медведя лицом, густыми волосами, с усами, как лед».
В эпосе нарты беспрестанно сражаются с драконами ,которые приносят смерть и опустошения на землю, требуют человеческих жертвоприношений в свою честь или в качестве откупа.
Характерные параллели у черкесского эпоса прослеживаются со скандинавскими и германскими преданиями. Например в предании об эпическом герое Сигурде рассказывается о том как он получил особый меч Грам ,который выковал искусный кузнец Регин. Этот меч был настолько остер что рассекал клочок шерсти пущенный по воде. Этим то мечом Сигурд и сразил свирепого дракона Фафнира.
В черкесском эпосе есть аналогичное предание. Нарт Гушико получил от великого кузнеца Тлепша особый меч, который тот ковал семь дней и еще два дня точил его. Он был настолько остер что рассекал платок подброшенны ввысь. Этот меч и придрешил судьбу Благожъа.
Часто в эпосе упоминается некое Междуморье или Двуморья ,как местообитание наиболее опасных из драконов. Именно в Двуморье нарт Тотреш сразил необычайного даже для эпоса семиглавого дракона - одна голова изрыгала кипящую воду ,другая напускала ядовитый туман и т.д.
В жилах драконов течет черная кровь, их дыхание яд. Нарты теряли сознание даже тогда когда случайно вдыхали пары из ран драконов.
Некоторые драконы были способны воплощаться в человекоподобных существ «с заросшим, как у медведя лицом, густыми волосами, с усами, как лед».
В эпосе нарты беспрестанно сражаются с драконами ,которые приносят смерть и опустошения на землю, требуют человеческих жертвоприношений в свою честь или в качестве откупа.
Характерные параллели у черкесского эпоса прослеживаются со скандинавскими и германскими преданиями. Например в предании об эпическом герое Сигурде рассказывается о том как он получил особый меч Грам ,который выковал искусный кузнец Регин. Этот меч был настолько остер что рассекал клочок шерсти пущенный по воде. Этим то мечом Сигурд и сразил свирепого дракона Фафнира.
В черкесском эпосе есть аналогичное предание. Нарт Гушико получил от великого кузнеца Тлепша особый меч, который тот ковал семь дней и еще два дня точил его. Он был настолько остер что рассекал платок подброшенны ввысь. Этот меч и придрешил судьбу Благожъа.
Ссылки по теме:
ХАТОКШОКО МАГОМЕТ АША: ВСТУПАЯ НА ПУТЬ ЛЕГЕНДЫ
Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.
Возвращение к корням: ансамбль «Жъыу» как творческая лаборатория для возрождения аутентичного саунда
Получен международный паспорт "Черкесская гончая"
КАК КАБАРДИНЦЫ ЗАВЯЗЫВАЛИ ВОЛЧЬЮ ПАСТЬ
Историческое сознание адыгов как синтез накопленног опыта
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАБАРДЫ ТАМБИЕВА И ОБРАЗОВАНИЕ КАБАРДИНСКОГО КНЯЖЕСТВА ИНАЛИДОВ
ЛИЧНОСТЬ МАГОМЕТ АШ АТАЖУКИНА В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ ХАДЖРЕТСКОЙ КАБАРДЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853—1856 гг. В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ И В ГОСУДАРСТВЕ ШАМИЛЯ
"УОРК ХАБЗЭ" И "БУСИДО" КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОТЛИЧИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ ВОИНСКИХ СОСЛОВИЙ ЧЕРКЕСИИ И ЯПОНИИ