Черкесы - circassian (адыги) » Articles » People » Фарук Шеуджен: «Черкесы должны стать политической силой»

Фарук Шеуджен: «Черкесы должны стать политической силой»

Фарук Шеуджен: «Черкесы должны стать политической силой»
People
admin
Фото: Reuters
05:34, 10 апрель 2020
973
1
Что должно объединить черкесов, проживающих и на исторической Родине, в Черкесии, и в многочисленных странах диаспоры, что делает их единым народом, какие общие цели должны быть у черкесов как единой нации? Эти и другие актуальные для черкесов всего мира вопросы были отражены в опросе черкесских элит в разных странах, который провела инициативная группа под названием «Черкесский круг». Как рассказал Caucasus Times организатор инициативы, председатель ККОО «Адыгэ Хасэ Краснодара Аскер Сохт, в ходе опроса были затронуты самые фундаментальные основы жизни черкесского народа. Среди опрошенных: Зейнель Абидин Беслени Школа восточных и африканских исследований Лондонского Университета. Лондон, Великобритания; Сохроков Хаути Президент Союза общественных объединений «Международная черкесская ассоциация по единению черкесского народа,
Что должно объединить черкесов, проживающих и на исторической Родине, в Черкесии, и в многочисленных странах диаспоры, что делает их единым народом, какие общие цели должны быть у черкесов как единой нации?
Эти и другие актуальные для черкесов всего мира вопросы были отражены в опросе черкесских элит в разных странах, который провела инициативная группа под названием «Черкесский круг».
Как рассказал Caucasus Times организатор инициативы, председатель ККОО «Адыгэ Хасэ Краснодара Аскер Сохт, в ходе опроса были затронуты самые фундаментальные основы жизни черкесского народа.
Среди опрошенных: Зейнель Абидин Беслени Школа восточных и африканских исследований Лондонского Университета. Лондон, Великобритания; Сохроков Хаути Президент Союза общественных объединений «Международная черкесская ассоциация по единению черкесского народа, развитию связей черкесской диаспоры с исторической родиной» . Нальчик, Россия; Ялдыз Щекерджи Президент Федерации Кавказских Ассоциаций в Турции. Анкара, Турция; Нусрет Баш Президент Федерации черкесов Турции. Стамбул, Турция; Мадина Хакуашева профессор, доктор филологических наук, КБИГИ. Нальчик, Россия;
Негор Фетхи Гюнгер профессор, доктор социальных наук Университет Ялова. Ялова, Турция; Шеуджен Фарук председатель «Партии плюралистической демократии» Турции. Стамбул, Турция; Сохт Аскер председатель ККОО «Адыгэ Хасэ. Краснодар, Россия; Адель Башкауи Черкесский общественный деятель. Амман, Иордания; Ратмир Каров Черкесский гражданский активист. Нальчик. Россия. 
Вопросы были составлены журналистом и политологом Авраамом Шмулевичем.
Сегодня в рамках цикла экспертных интервью агентство Caucasus Times представляет Вашему вниманию интервью с Фаруком Шеуджен, лидером Демократической партии Турции.
 
(ÇDP Çoğulcu Demokrasi partisi Genel başkanı Sayın Faruk) 
 
Вопрос: Черкесская национальная повестка: что должно объединить черкесов, проживающих и на исторической родине, и в многочисленных странах диаспоры, что делает их единым народом, какие общие цели есть у черкесов как нации?
 
Шеуджен Фарук: Черкесы – подвергнутый геноциду и изгнанный народ, страна которого погибла. Самое важное, что может объединить этот народ, — это забота о возрождении своей родины, свободная и мирная жизнь в своем родном краю и сохранение будущими поколениями языка, культуры и самобытности путем их укрепления. Черкесы должны рассматривать ситуацию, в которой они находятся, как «проблему национального достояния». Все подходы и действия, которые будут выдвинуты ими, должны формироваться с учетом разработки мирных, но непременных путей достижения этого идеала.
Также живущие за пределами родины черкесы должны демонстрировать сильное присутствие в странах пребывания, заботу в отношении сохранения своего языка, культуры и самобытности, и соответственно, организовываться во всех сферах жизни и действовать с пониманием, которое создаст сотрудничество и взаимодействие для достижения общих целей и создаст высшую организованную силу черкесского народа. Должны искать способы стать политической силой как на родине, так и за её пределами. Родина должна быть во взаимодействии и отношениях с диаспорой, а диаспора с родиной, что придаст силу как диаспоре, так и Родине.
 
Вопрос: Страны, в которых проживает 95% черкесского народа, переживают процесс трансформации и самых разных изменений.  Как в условиях меняющегося мира и нестабильности сохранить и укрепить черкесскую национальную идентичность?
 
Шеуджен Фарук: В постоянно меняющемся мире защита черкесской национальной идентичности может быть достигнута путем разработки инструментов и методов защиты и развития национального самосознания и национальной идентичности вокруг общих целей во всех сферах жизни при помощи гражданской, функциональной и сильной организации.
Вопрос: В чем привлекательность и ценность черкесской цивилизации, культуры, национальной идентичности, как показать самим черкесам, в первую очередь молодёжи, а также и всему миру лучшие её стороны?
Шеуджен Фарук: Черкесам, большая часть которых разрозненно проживает в крупных городах, необходимы стимулирующий вклад и ресурсы государств, соответствующие современности инструменты для передачи молодому поколению цивилизационных и культурных ценностей черкесского народа. Чтобы мобилизовать эти инструменты и ресурсы, необходимы сильные организации и заинтересованность в них значительной части общества. Организация черкесского народа, похоже, пока еще совсем далека от возможности найти решение проблем черкесского общества, как в количественном плане, так и в интеллектуальном плане.
На вопрос «Каковы привлекательность и неоценимые ценности черкесской цивилизации, культуры и национальной идентичности?» мой ответ таков: Черкесская культура — это культура, основанная на ценности и уважении, отфильтрованная многовековым жизненным опытом. Ценить и быть ценным, уважать, будучи уважаемым – это составляет суть черкесской культуры. Черкесская культура — это культура, которая ценит себя и общество, определяет и осмысливает свою собственную ценность по сравнению с ценностью, которую она дает обществу, и нацелена на личность, которая считает, что увидит ту же ценность и уважение со стороны общества. Можно сказать, что все остальные элементы черкесской культуры сформированы вокруг этого базового подхода и служат ему. Отсюда — привлекательность и бесценность черкесской цивилизации, культуры и национальной идентичности. Такое понимание жизни заставляло черкесов жить гуманно и мирно даже во времена, когда не было правового и государственного порядка.
Способ представления и объяснения черкесской культуры и ее характера самому черкесскому обществу и миру проходит через организацию, объединенное сообщество.
Вопрос: Что необходимо сделать для сохранения исторической памяти и культурного наследия черкесов? Существуют ли в черкесском обществе проблемы в этой сфере?
Шеуджен Фарук: У черкесского общества есть очень важные проблемы в защите исторической памяти и культурного наследия. Существует проблема исторической памяти, которая не совпадает с исторической трагедией, пережитой черкесским обществом. После геноцида и изгнания 1864 года и до настоящего времени черкесский народ действовал так, как будто такого исторического события не было. Можно сказать, что историческая трагедия черкесского народа и процесс, который привел его к этой трагедии, начали осознаваться и вызывать интерес в последние два десятилетия, но это ограничивается небольшой частью общества. Также можно сказать, что на это также еще повлияли отсутствие письменной традиции и культурные коды. Виден параллельный процесс работы с точки зрения защиты культурного наследия. Ассимилятивная и репрессивная политика, проводимая как на родине, так и в диаспоре, привела к значительной эрозии культурного наследия черкесского народа. Необходимо бороться с этими проблемами с помощью исследований и сообществ, которые будут созданы сильными организациями.
Вопрос: Каковы политические и культурные цели и задачи черкесского национального движения? Что нужно делать для их достижения? 
Шеуджен Фарук: Прежде, чем ответить на этот вопрос, необходимо оценить, существует ли черкесское национальное движение. На наш взгляд, очень сложно говорить о существовании черкесского национального движения. Черкесский народ переживает дисфункциональный кризис и слабо организован в диаспоре. Крыло организации гражданского общества диаспоры связано со структурой, которая не является организацией гражданского общества на родине, и не может продемонстрировать рефлекс соответствующей потребностям неправительственной организации. На родине, в недемократической государственной структуре, создание сильной неправительственной организации кажется далекой мечтой. Разве можно говорить о черкесском национальном движении в нынешней ситуации, в этих условиях?!!!
Черкесское национальное движение может быть создано через мощную организацию с общими целями, которые поддержит значительная часть общества. Что здесь является решающим – это общие идеи, цели, мечты о будущем и люди, которые с преданностью и доверием поддержат все это.
Прежде всего, должно быть создано черкесское национальное движение, сформулировавшее свои политические и культурные цели, которые в свою очередь примет и поддержит большая часть общества.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (1)