Ажагафа - «ряженный в маске козла»
Culture
Ажагафа – от слов «ажэ» (козел) и «фэ» (облик) – «ряженный в маске козла». Основная деятельность ажагафа – это пантомима, он не поет и ничего не рассказывает, в отличие от джагуакуа, но танцует и во время танца выполняет самые разнообразные движения, напоминающие современный молодежный танец «брейк». Он мог имитировать любые движения, поймав любого человека – старика или юношу, князя или крепостного, мужчину или женщину. От их осмеяния не был гарантирован никто, в том числе княгиня или княжна. Ни одно торжество, ни одна свадьба не обходились без ажагафа. В обычное время он – обычный человек, крестьянин или ремесленник. Ажагафа и джагуакуа смыкаются на почве народной смеховой культуры как представители единого карнавального мироощущения. Ажагафа как и джэгуакуэ обладал статусом неприкосновенности, ему было дозволено все во время
Ажагафа – от слов «ажэ» (козел) и «фэ» (облик) – «ряженный в маске козла». Основная деятельность ажагафа – это пантомима, он не поет и ничего не рассказывает, в отличие от джагуакуа, но танцует и во время танца выполняет самые разнообразные движения, напоминающие современный молодежный танец «брейк». Он мог имитировать любые движения, поймав любого человека – старика или юношу, князя или крепостного, мужчину или женщину. От их осмеяния не был гарантирован никто, в том числе княгиня или княжна. Ни одно торжество, ни одна свадьба не обходились без ажагафа. В обычное время он – обычный человек, крестьянин или ремесленник.
Ажагафа и джагуакуа смыкаются на почве народной смеховой культуры как представители единого карнавального мироощущения.
Ажагафа как и джэгуакуэ обладал статусом неприкосновенности, ему было дозволено все во время его игры – он тоже был любимцем народа и желанным на всех зрелищах и свадьбах.
Особенно заметную роль играл ажагафа при обряде щопщакуа («кэпщ»– по-адыгейски), устраивавшийся у постели раненого или травмированного человека. Больного развлекали различными шутками, песнями, чтобы он отвлекся от боли.
Без ажагафа не обходился ни один национальный праздник, посвященный окончанию или началу сельскохозяйственных работ.
Таким образом, джагуакуа и ажагафа были носителями и хранителями традиционной культуры адыгов (черкесов) и играли важную роль в обществе. Они также были в некотором роде хранителями героических событий народа. Особенно в этом плане неоценимую роль сыграли джагуакуа. Именно их роль была велика у бесписьменного народа, каким был адыгский (черкесский) народ.
Ажагафа и джагуакуа смыкаются на почве народной смеховой культуры как представители единого карнавального мироощущения.
Ажагафа как и джэгуакуэ обладал статусом неприкосновенности, ему было дозволено все во время его игры – он тоже был любимцем народа и желанным на всех зрелищах и свадьбах.
Особенно заметную роль играл ажагафа при обряде щопщакуа («кэпщ»– по-адыгейски), устраивавшийся у постели раненого или травмированного человека. Больного развлекали различными шутками, песнями, чтобы он отвлекся от боли.
Без ажагафа не обходился ни один национальный праздник, посвященный окончанию или началу сельскохозяйственных работ.
Таким образом, джагуакуа и ажагафа были носителями и хранителями традиционной культуры адыгов (черкесов) и играли важную роль в обществе. Они также были в некотором роде хранителями героических событий народа. Особенно в этом плане неоценимую роль сыграли джагуакуа. Именно их роль была велика у бесписьменного народа, каким был адыгский (черкесский) народ.
Ссылки по теме:
ХАТОКШОКО МАГОМЕТ АША: ВСТУПАЯ НА ПУТЬ ЛЕГЕНДЫ
Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.
Возвращение к корням: ансамбль «Жъыу» как творческая лаборатория для возрождения аутентичного саунда
Получен международный паспорт "Черкесская гончая"
КАК КАБАРДИНЦЫ ЗАВЯЗЫВАЛИ ВОЛЧЬЮ ПАСТЬ
Историческое сознание адыгов как синтез накопленног опыта
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАБАРДЫ ТАМБИЕВА И ОБРАЗОВАНИЕ КАБАРДИНСКОГО КНЯЖЕСТВА ИНАЛИДОВ
ЛИЧНОСТЬ МАГОМЕТ АШ АТАЖУКИНА В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ ХАДЖРЕТСКОЙ КАБАРДЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853—1856 гг. В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ И В ГОСУДАРСТВЕ ШАМИЛЯ
"УОРК ХАБЗЭ" И "БУСИДО" КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОТЛИЧИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ ВОИНСКИХ СОСЛОВИЙ ЧЕРКЕСИИ И ЯПОНИИ