Мусульманская община аула Ассоколай в 40-е годы 20 века.
History
В 1942 году, во время немецкой оккупации, религиозная община аула Ассоколай возобновила свою деятельность и начала проводить собрания и молитвы в находящемся в ауле молитвенном здании, которое было закрыто в 1930 году и использовалось под клубом. В то время в Теучежском районе функционирующих молитвенных зданий не имелось. С января 1945 года молитвы и собрания в этом здании перестали проводится, в связи с тем, что общине было предложенно немедленно зарегистрироваться в Крайисполкоме. По заявлению группы граждан аула Ассоколай Теучежского района об открытии молитвенного здания и регистрации общины мусульманского вероисповедания Уполномоченным Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Краснодарскому краю Пащенко было выдано следующее заключение: "Проверкой заявления и приложенных к нему других документов установлено:
В 1942 году, во время немецкой оккупации, религиозная община аула Ассоколай возобновила свою деятельность и начала проводить собрания и молитвы в находящемся в ауле молитвенном здании, которое было закрыто в 1930 году и использовалось под клубом.
В то время в Теучежском районе функционирующих молитвенных зданий не имелось.
С января 1945 года молитвы и собрания в этом здании перестали проводится, в связи с тем, что общине было предложенно немедленно зарегистрироваться в Крайисполкоме.
По заявлению группы граждан аула Ассоколай Теучежского района об открытии молитвенного здания и регистрации общины мусульманского вероисповедания Уполномоченным Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Краснодарскому краю Пащенко было выдано следующее заключение:
"Проверкой заявления и приложенных к нему других документов установлено:
1). Группа граждан аула Ассоколай Теучежского района Адыгейской автономной области в период оккупации Краснодарского края немецко-фашисткими захватчиками в 1942 году образовала общину верующих мусульманского вероисповедания с числом верующих более 300 человек. Молитвенное собрание проводилось в молитвенном здании /мечеть/ в ауле Ассоколай.
2). В соответствии с решением СНК СССР № 1603 от 19 ноября 1944 года община из своей среды выделила 20 человек /двадцать/ для оформления открытия молитвенного здания и регистрации общины, избрала органы правления и ревизионную комиссию, имеет служителя культа уполномоченного духовным Управлением мусульман. Имеет постоянный молитвенный дом
/мечеть/ в ауле Ассоколай, передано в бесрочное бесплатное пользование общине.
3). Все лица подписавшие заявление 20 человек дествительно являются жителями аула Ассоколай, все совершеннолетние и не лишеные избирательных прав по суду граждане, ходатайствуют от группы верующих, а не от себя лично, группа более 300 человек. Заявление и списки учреждителей заверены Теучежским исполкомом райсовета.
4). Молитвенное здание об открытии которого ходатайствуют верующие - мечеть находится в удовлетворительном состоянии и до начала 1945 г. использовалось общиной для молитвенных целей. Молитвенные собрания в начале 1945 г. прекращены в связи с тем, что райсполком предложил общине зарегистрироваться.
5). Других общин верующих на территории аула Ассоколай и Теучежского района нет.
6). В соответствии с решением СНК СССР № 1603 от 19 ноября 1944 г. и указанием Совета по делам религиозных культов при СНК СССР от 14 февраля 1945 г. № 38 с - общину мусульманского вероисповедания в ауле Ассоколай, как ранее действующую, зарегистрировать."
После регистрации общины был выбран Исполнительный орган - Совет и состав ревизионной комиссии в составе:
Председатель Совета - Натхо Тарсав Исхакович, 1880 г.р.
Секретарь Совета - Наток Пазад Пиюкович, 1877 г.р.
Кассир Совета - Гучетль Исмаил Ханешович, 1885 г.р.
Председатель ревизионной комиссии - Богус Дауд Зазарихович,1888 г.р.
Члены ревизионной комиссии - Гучетль Учужук Нувимович, 1885 г.р.
Тугуз Асланбеч Совчасович, 1887 г.р.
1 июля 1945 года Гучетль Сагид Салимович был зарегистрирован в качестве служителя религиозного общества /кады/ с правом совершения религиозных обрядов и требований по культу.
Гучетль Сагид Салимович - 1872 года рождения, имел среднее магометанское образование, в 1911 году окончил медресе в г. Бахчисарай. Имел духовный сан Кады /казы/ Адыгейской автономной области. С 1912 по 1920 гг. служил в качестве эфенди /муллы/ в аулах Ассоколай и Понежукай.
С 1920 года помощник редактора Черкесской газеты в г. Краснодаре. С 1924 года работал торговцем в ауле Ассоколай, с 1930 года - учетчиком в колхозе, с 1936 года - сторожем, с 1943 года - в мечети муллою, с 1944 года - Член Духовного управления мусульман Северного Кавказа.
Владел черкесским, арабским, турецким и русским языками.
Как сам написал в анкете, происходил из крестьянской семьи, родители занимались хлебопашеством, были по социальному положению середняками.
Здание мечети, взятое религиозной общиной в бесрочное пользование по заключенному с Ассоколайским с/советом договору 20/1У-1945 года, было построенно в 1905 году, было деревянное, площадью 175 кв. метров, минаретов не имело. Ориентировочная посещаемость сотавляла до 30 человек. Ближайшая зарегистрированная мечеть находилась в ауле Кошехабль.
В сентябре 1950 года отмечается, что здание мечети находится в плохом состоянии и с 1945 года не ремонтируется, крыша течет, окна разбиты, стены разрушаются. В связи с этим верующие аула Ассоколай подали заявление Ассоколаевскому с/совету об отказе содержания этого здания и использования ее в дальнейшем. Здание находится без контрольно, в связи с чем Теучежский райисполком имеет мнение произвести капитальный ремонт и использовать его сельским клубом, передав это здание полностью в распоряжение Ассоколаевского сельского совета.
2 марта 1951 года было подготовлено заключение по вопросу снятия с регистрации религиозной общины мусульманского вероисповедания в ауле Ассоколай как о самораспавшейся и закрытии молитвенного дома. При этом отмечается, что религиозную деятельность община и ее служитель эфенди Гучетль Сагид с августа 1950 года прекратили, а причинами расспада являются:
а) малочисленность общины, 15-20 человек численного состава;
б) отсутствие средств на ремонт мечети, которая длительное время 5-7 лет не ремонтировалась, двадцатка лиц учредителей от содержания и ремонта отказалась.
Выписка из протокола № 6 заседания Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР от 7 мая 1951 года:
" Постановили:
Согласиться с решением Исполнительного Комитета Краснодарского Краевого Совета депутатов трудящихся от 5 марта 1951 г. № 9 о закрытии мечети и снятии с регистрации мусульманской религиозной общины в ауле Ассоколай Теучежского района Краснодарского края, с использованием здания указанной мечети под культурно-просветительное учреждение."
_____________________________
В конце хочу привести список учредителей общины:
1. Наток Пшимаф Пиюкович 1855
2. Гучетль Ахмед Тлихунович 1860
3. Такахо Исхак Магаметович 1868
4. Уджуху Амзан Хачечович 1857
5. Гучетль Анчок Сомафович 1880
6. Наток Сефербий Хатумукович 1864
7. Гучетль Магмуд Индрисович 1870
8. Гучетль Магмуд Нагоевич 1867
9. Уджуху Хачух Хачечович 1875
10. Гедуадже Шурам Якубович 1872
11. Ехутль Ибрагим Хапакович 1878
12. Хачак Мусса Хашхович 1870
13. Хачак Севербий Аёвич 1875
14. Евтых Лу Учужукович 1876
15. Наток Пазад Пиюкович 1877
16. Кетух Тагир Бачирович 1875
17. Гучетль Халух Шузиевич 1874
18. Евтых Пыта Хацахович 1873
19. Натхо Тарсав Исхакович 1880
20. Гучетль Исмаил Ханешович 1885
21. Богус Дауд Зезарихович 1883
22. Гучетль Учужук Нувимович 1885
23. Тугуз Асланбеч Савчасович 1887
24. Уджуху Сикан Тахзивич 1867
25. Гучетль Хаджирет Хуцукович 1863
В то время в Теучежском районе функционирующих молитвенных зданий не имелось.
С января 1945 года молитвы и собрания в этом здании перестали проводится, в связи с тем, что общине было предложенно немедленно зарегистрироваться в Крайисполкоме.
По заявлению группы граждан аула Ассоколай Теучежского района об открытии молитвенного здания и регистрации общины мусульманского вероисповедания Уполномоченным Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Краснодарскому краю Пащенко было выдано следующее заключение:
"Проверкой заявления и приложенных к нему других документов установлено:
1). Группа граждан аула Ассоколай Теучежского района Адыгейской автономной области в период оккупации Краснодарского края немецко-фашисткими захватчиками в 1942 году образовала общину верующих мусульманского вероисповедания с числом верующих более 300 человек. Молитвенное собрание проводилось в молитвенном здании /мечеть/ в ауле Ассоколай.
2). В соответствии с решением СНК СССР № 1603 от 19 ноября 1944 года община из своей среды выделила 20 человек /двадцать/ для оформления открытия молитвенного здания и регистрации общины, избрала органы правления и ревизионную комиссию, имеет служителя культа уполномоченного духовным Управлением мусульман. Имеет постоянный молитвенный дом
/мечеть/ в ауле Ассоколай, передано в бесрочное бесплатное пользование общине.
3). Все лица подписавшие заявление 20 человек дествительно являются жителями аула Ассоколай, все совершеннолетние и не лишеные избирательных прав по суду граждане, ходатайствуют от группы верующих, а не от себя лично, группа более 300 человек. Заявление и списки учреждителей заверены Теучежским исполкомом райсовета.
4). Молитвенное здание об открытии которого ходатайствуют верующие - мечеть находится в удовлетворительном состоянии и до начала 1945 г. использовалось общиной для молитвенных целей. Молитвенные собрания в начале 1945 г. прекращены в связи с тем, что райсполком предложил общине зарегистрироваться.
5). Других общин верующих на территории аула Ассоколай и Теучежского района нет.
6). В соответствии с решением СНК СССР № 1603 от 19 ноября 1944 г. и указанием Совета по делам религиозных культов при СНК СССР от 14 февраля 1945 г. № 38 с - общину мусульманского вероисповедания в ауле Ассоколай, как ранее действующую, зарегистрировать."
После регистрации общины был выбран Исполнительный орган - Совет и состав ревизионной комиссии в составе:
Председатель Совета - Натхо Тарсав Исхакович, 1880 г.р.
Секретарь Совета - Наток Пазад Пиюкович, 1877 г.р.
Кассир Совета - Гучетль Исмаил Ханешович, 1885 г.р.
Председатель ревизионной комиссии - Богус Дауд Зазарихович,1888 г.р.
Члены ревизионной комиссии - Гучетль Учужук Нувимович, 1885 г.р.
Тугуз Асланбеч Совчасович, 1887 г.р.
1 июля 1945 года Гучетль Сагид Салимович был зарегистрирован в качестве служителя религиозного общества /кады/ с правом совершения религиозных обрядов и требований по культу.
Гучетль Сагид Салимович - 1872 года рождения, имел среднее магометанское образование, в 1911 году окончил медресе в г. Бахчисарай. Имел духовный сан Кады /казы/ Адыгейской автономной области. С 1912 по 1920 гг. служил в качестве эфенди /муллы/ в аулах Ассоколай и Понежукай.
С 1920 года помощник редактора Черкесской газеты в г. Краснодаре. С 1924 года работал торговцем в ауле Ассоколай, с 1930 года - учетчиком в колхозе, с 1936 года - сторожем, с 1943 года - в мечети муллою, с 1944 года - Член Духовного управления мусульман Северного Кавказа.
Владел черкесским, арабским, турецким и русским языками.
Как сам написал в анкете, происходил из крестьянской семьи, родители занимались хлебопашеством, были по социальному положению середняками.
Здание мечети, взятое религиозной общиной в бесрочное пользование по заключенному с Ассоколайским с/советом договору 20/1У-1945 года, было построенно в 1905 году, было деревянное, площадью 175 кв. метров, минаретов не имело. Ориентировочная посещаемость сотавляла до 30 человек. Ближайшая зарегистрированная мечеть находилась в ауле Кошехабль.
В сентябре 1950 года отмечается, что здание мечети находится в плохом состоянии и с 1945 года не ремонтируется, крыша течет, окна разбиты, стены разрушаются. В связи с этим верующие аула Ассоколай подали заявление Ассоколаевскому с/совету об отказе содержания этого здания и использования ее в дальнейшем. Здание находится без контрольно, в связи с чем Теучежский райисполком имеет мнение произвести капитальный ремонт и использовать его сельским клубом, передав это здание полностью в распоряжение Ассоколаевского сельского совета.
2 марта 1951 года было подготовлено заключение по вопросу снятия с регистрации религиозной общины мусульманского вероисповедания в ауле Ассоколай как о самораспавшейся и закрытии молитвенного дома. При этом отмечается, что религиозную деятельность община и ее служитель эфенди Гучетль Сагид с августа 1950 года прекратили, а причинами расспада являются:
а) малочисленность общины, 15-20 человек численного состава;
б) отсутствие средств на ремонт мечети, которая длительное время 5-7 лет не ремонтировалась, двадцатка лиц учредителей от содержания и ремонта отказалась.
Выписка из протокола № 6 заседания Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР от 7 мая 1951 года:
" Постановили:
Согласиться с решением Исполнительного Комитета Краснодарского Краевого Совета депутатов трудящихся от 5 марта 1951 г. № 9 о закрытии мечети и снятии с регистрации мусульманской религиозной общины в ауле Ассоколай Теучежского района Краснодарского края, с использованием здания указанной мечети под культурно-просветительное учреждение."
_____________________________
В конце хочу привести список учредителей общины:
1. Наток Пшимаф Пиюкович 1855
2. Гучетль Ахмед Тлихунович 1860
3. Такахо Исхак Магаметович 1868
4. Уджуху Амзан Хачечович 1857
5. Гучетль Анчок Сомафович 1880
6. Наток Сефербий Хатумукович 1864
7. Гучетль Магмуд Индрисович 1870
8. Гучетль Магмуд Нагоевич 1867
9. Уджуху Хачух Хачечович 1875
10. Гедуадже Шурам Якубович 1872
11. Ехутль Ибрагим Хапакович 1878
12. Хачак Мусса Хашхович 1870
13. Хачак Севербий Аёвич 1875
14. Евтых Лу Учужукович 1876
15. Наток Пазад Пиюкович 1877
16. Кетух Тагир Бачирович 1875
17. Гучетль Халух Шузиевич 1874
18. Евтых Пыта Хацахович 1873
19. Натхо Тарсав Исхакович 1880
20. Гучетль Исмаил Ханешович 1885
21. Богус Дауд Зезарихович 1883
22. Гучетль Учужук Нувимович 1885
23. Тугуз Асланбеч Савчасович 1887
24. Уджуху Сикан Тахзивич 1867
25. Гучетль Хаджирет Хуцукович 1863
Ссылки по теме:
ХАТОКШОКО МАГОМЕТ АША: ВСТУПАЯ НА ПУТЬ ЛЕГЕНДЫ
Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.
Возвращение к корням: ансамбль «Жъыу» как творческая лаборатория для возрождения аутентичного саунда
Получен международный паспорт "Черкесская гончая"
КАК КАБАРДИНЦЫ ЗАВЯЗЫВАЛИ ВОЛЧЬЮ ПАСТЬ
Историческое сознание адыгов как синтез накопленног опыта
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАБАРДЫ ТАМБИЕВА И ОБРАЗОВАНИЕ КАБАРДИНСКОГО КНЯЖЕСТВА ИНАЛИДОВ
ЛИЧНОСТЬ МАГОМЕТ АШ АТАЖУКИНА В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ ХАДЖРЕТСКОЙ КАБАРДЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853—1856 гг. В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ И В ГОСУДАРСТВЕ ШАМИЛЯ
"УОРК ХАБЗЭ" И "БУСИДО" КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОТЛИЧИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ ВОИНСКИХ СОСЛОВИЙ ЧЕРКЕСИИ И ЯПОНИИ