Об исторической сути набеговой системы адыгов (черкесов)
History
«То, что можно крестьянину, аристократу не разрешено» - старая адыгская пословица. Как ни странно, но эта походная адыгская пословица очень хорошо отражает суть многочисленных исторических споров двух Кавказоведческих школ относительно характера хозяйства адыгов и набеговой системы. Как правило, существует два мнения: 1. У адыгов хозяйства толком не было, жили адыги бедно, и потому набеги, грабежи и работорговля были их единственным способом получения прибыли и достатка. Такая точка зрения превалирует у российских (чаще краснодарских) историков. 2. Адыги были народом с богатым, развитым и гармоничным хозяйством, а в набеги ходили благородно и только лишь ради славы. Ужесточились набеги лишь во время активной фазы войны, как ответ на репрессии со стороны Российских войск и казаков. Такая точка зрения распространена среди
«То, что можно крестьянину, аристократу не разрешено» - старая адыгская пословица.
Как ни странно, но эта походная адыгская пословица очень хорошо отражает суть многочисленных исторических споров двух Кавказоведческих школ относительно характера хозяйства адыгов и набеговой системы.
Как правило, существует два мнения:
1. У адыгов хозяйства толком не было, жили адыги бедно, и потому набеги, грабежи и работорговля были их единственным способом получения прибыли и достатка. Такая точка зрения превалирует у российских (чаще краснодарских) историков.
2. Адыги были народом с богатым, развитым и гармоничным хозяйством, а в набеги ходили благородно и только лишь ради славы. Ужесточились набеги лишь во время активной фазы войны, как ответ на репрессии со стороны Российских войск и казаков. Такая точка зрения распространена среди национальных историков Кавказских республик.
А если разобраться, то правы обе стороны, но доводят свою правду до крайности.
Ссылки по теме:
ХАТОКШОКО МАГОМЕТ АША: ВСТУПАЯ НА ПУТЬ ЛЕГЕНДЫ
Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.
Возвращение к корням: ансамбль «Жъыу» как творческая лаборатория для возрождения аутентичного саунда
Получен международный паспорт "Черкесская гончая"
КАК КАБАРДИНЦЫ ЗАВЯЗЫВАЛИ ВОЛЧЬЮ ПАСТЬ
Историческое сознание адыгов как синтез накопленног опыта
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАБАРДЫ ТАМБИЕВА И ОБРАЗОВАНИЕ КАБАРДИНСКОГО КНЯЖЕСТВА ИНАЛИДОВ
ЛИЧНОСТЬ МАГОМЕТ АШ АТАЖУКИНА В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ ХАДЖРЕТСКОЙ КАБАРДЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853—1856 гг. В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ И В ГОСУДАРСТВЕ ШАМИЛЯ
"УОРК ХАБЗЭ" И "БУСИДО" КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОТЛИЧИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ ВОИНСКИХ СОСЛОВИЙ ЧЕРКЕСИИ И ЯПОНИИ