"Красный террор": аул Ассоколай.
History
Надпись на фото: "На добрую память Аврааму Павловичу Комару. Ш. Чесебиев. 19 января 1915 года". Фотограф М.Н.Каневцов в г. Армавире. Фото взято из группы vk. _____________________________________ Чесебиев Шумаф Бесланович (1852 г. р.), а. Ассоколай, Екатеринодарского отдела, урядник с 17.09.1879 г., с 1902 года в чине прапорщика, в 1904 г. участвовал в сборе всадников для Кубано-Терского полка, в 1915 г. состоял в в запасной сотне Черкесского полка. Был старшиной аула Ассоколай, действительным членом Кубанского экономического общества. Убит большевиками. Вместе с ним были убиты большевиками весной 1918 года в ауле Ассоколай: 1. Гучетль Маджит Салимович, р. 1887. Урядник. 2. Джанхот Конкан Халяпович, р. 1893. Урядник. 3. Евтых Блах Амзанович, р. 1867. Юнкер. 4. Катмамбетов Шумаф Ахмедович, р. 1891. Прапорщик. 5. Такахо Шабан
Надпись на фото: "На добрую память Аврааму Павловичу Комару. Ш. Чесебиев. 19 января 1915 года". Фотограф М.Н.Каневцов в г. Армавире. Фото взято из группы vk.
_____________________________________
Чесебиев Шумаф Бесланович (1852 г. р.), а. Ассоколай, Екатеринодарского отдела, урядник с 17.09.1879 г., с 1902 года в чине прапорщика, в 1904 г. участвовал в сборе всадников для Кубано-Терского полка, в 1915 г. состоял в в запасной сотне Черкесского полка. Был старшиной аула Ассоколай, действительным членом Кубанского экономического общества. Убит большевиками.
Вместе с ним были убиты большевиками весной 1918 года в ауле Ассоколай:
1. Гучетль Маджит Салимович, р. 1887. Урядник.
2. Джанхот Конкан Халяпович, р. 1893. Урядник.
3. Евтых Блах Амзанович, р. 1867. Юнкер.
4. Катмамбетов Шумаф Ахмедович, р. 1891. Прапорщик.
5. Такахо Шабан Петытевич, р. 1877.
6. Чесебиев Ахмет Шумафович, р. 1880.
7. Чесебиев Ибрагим Шумафович, р. 1887.
Список из базы данных историка С.В. Волкова "Участники Белого движения в России".
На фото (слева направо): Такахо Шабан Петытевич (а. Ассоколай), Хабахумов Асланбек Джамбулатович (а. Понежукай), Катбамбетов Шумаф Амедович(а. Ассоколай).
"1918 год начался с определения границ антибольшевистских и пробольшевистских сил. Каждая из сторон активно пыталась увеличить число своих сторонников и оттеснить политических конкурентов:
Противоборствующие силы всячески старались привлечь на свою сторону адыгов.
Главной причиной тому служило наличие в адыгской среде большого количества оружия, а так же понимание ценности военной мобильности адыгского общества и исторически сложившихся навыков ведения боевых действий в местных условиях.
Такие воины были нужны как Красным так и Кубанскому правительству.
На первоначальном этапе Гражданской войны в адыгских аулах скопилось значительно больше оружия, нежели это было раньше.
Уже 10 января 1918 года черкесы стали совершать ночные набеги на Усть-Лабу и другие населённые пункты в основном, где проживали так называемые ИНОГОРОДНИЕ. Это были не казаки и организованного отпора они дать не могли. Но это была - главная опора КРАСНЫХ.
Набеги были, очевидно, не столько способом улучшения материального благосостояния, сколько проявлениями политических настроений горского общества, и обозначили «включение» адыгов в Гражданскую войну на стороне казачества, а значит БЕЛЫХ.
При этом стало очевидно, что большинство адыгов заняло антибольшевистскую позицию.
Большевистские военно-революционные комитеты активно отреагировали на вооружённые набеги адыгов, на свою основную поддерживающую силу - иногороднего мужика. Штаб Красной гвардии, находящийся в Армавире, немедленно организовал карательные рейды на ряд аулов, жители которых были участниками набегов. Жителей разоружили, организаторов повесили.
На начальном этапе Гражданской войны адыги не имели реальной поддержки со стороны Кубанского правительства, в силу слабости последнего. Гражданская война разгоралась со всей своей кровавой жестокостью.
В казачьих и «мужицких» поселениях Майкопского казачьего отдела, в начале 1918 года стали образовываться небольшие большевистские отряды, которые на начальном этапе Гражданской войны были фактически неуправляемыми. Вооружившись лозунгами и провозгласив себя «большевиками», бывшие фронтовики-казаки, объединившись с иногородними, активно собирали отряды из жителей ближайшей округи. Именно от этих неорганизованных «красных» отрядов и представителей советской власти на местах исходила основная угроза стабильному существованию адыгского общества.
По существу, эти революционные отряды были носителями хаоса, способного разрушить хрупкий мир адыгской общины и региональный социум в целом.
Разобщённость и отсутствие единого координирующего центра антибольшевистской борьбы самосозданных дружин самообороны в адыгских аулах. Созданная ещё царскими усмирителями горцев, чертополосица - адыгские аулы были отделены друг от друга пространством, занимаемым русскими хуторами и сёлами, всё это затрудняло возможность совместного оказания сопротивления большевистским отрядам. Именно это явилось причиной тому, что 5-го февраля 1918 года черкесская сотня под командованием штабс-ротмистра Кашницкого, не имея связи с другими антибольшевистскими силами, полностью погибла в бою с красными в окрестностях аула Понежукай. Единственным, оставшимся живым в этом неравном бою был черкес Юсуф Каноков, получивший пять тяжёлых ран.
Наибольшую опасность для себя Кубанское правительство видело в частях 39-й дивизии Кавказской армии, которая в результате демобилизации направлялась в эшелонах к кубанской границе. Эти демобилизованные части, возвращающиеся с Турецкого фронта, стали причиной первого на Кубани столкновения большевистских отрядов с силами Кубанского правительства.
Чтобы фронтовики не попали под влияние «буржуазно-эсеровских» агитаторов, новороссийские большевики, возглавляемые Яковлевым, решили «перехватить» их и с помощью этих солдат захватить власть на Кубани.
Силами более 4-х тысяч вооружённых рабочих с несколькими орудиями и пулемётами красные двинулись к станции Горячий Ключ и захватили аул Тахтамукай. Возле железнодорожной станции Энем войска Кубанского правительства дали бой Красному рабочему отряду.
Красные, обладая трёх кратным преимуществом в живой силе и тяжёлом вооружении, действовали неумело. Им противостояло всего 500-700 человек из офицерского и черкесского отрядов под командованием войскового старшины Галаева. Плюс двести человек из гвардейского дивизиона юнкеров Кубанского Софийского военного училища. В группе Галаева черкесы составляли 350-400 человек, то есть большинство. Именно черкесская сотня под командованием ротмистра Улагая, и решила сражение в пользу белых. Красные бежали, бросив всё тяжёлое вооружение.
Вожди Добровольческой Армии также пытались вовлечь в свои вооружённые силы черкесов, но Кубанское правительство активно препятствовало этому.
Белое движение из-за сепаратизма руководства Кубанцев потеряло многое. Именно, Кубанское правительство, не позволило сформироваться национальной армии горцев, поэтому особенностью горских военных формирований в составе антибольшевистских сил являлось отсутствие единого командования. В свою очередь, во многих отрядах как Кубанского правительства, так и в частях Добровольческой армии существовали черкесские вооружённые формирования. Численность этих частей была различной и зависела во многом от территории театра боевых действий. Появись такая национальная черкесская армия, это была бы серьёзная сила в Белом движении.
- А всё, стремление быть единовластным «Гетманом», пусть в «лоскутном», но «своём» болотце. С горечью произнёс генерал, в адрес Кубанского правительства.
- При всех добродетелях Антона Ивановича Деникина, ему не хватило характера, просто расстрелять сепаратистов, как на Кубани, так и на Дону. Сделать Белую армию монолитной, а правительство не раздираемым на группки, дерущихся за власть политиков - пауков в банке.
Генерал горестно вздохнул и продолжил:
- Своим красным террором большевики полностью отвратили горцев от своих идей. Адыги никогда не забудут бандитские налёты называющих себя «красными» бойцов бригады Кочубея и других из Майкопской революционной армии Швеца.
Если в вашем корпусе есть офицеры «первопоходники», то они расскажут, что когда Добровольческая армия, продвигаясь с боями, к 10 марта вышла к адыгским аулам Габукай, Нешукай, Понежукай, Гатлукай, то эти поселения представляли собой «мёртвое кладбище». Все разграблены и опустошены. Их некоторые жители, чудом оставшиеся в живых, рассказывали страшные вещи. Адыгская молодёжь, более двухсот человек, собранная красными в один аул под видом мобилизации, была ими расстреляна из пулемётов. Скот угнан. Старики и женщины от репрессий большевиков бежали в горы.
В ауле Габукай, красными были зарублены и заколоты штыками пятеро человек из числа екатеринодарской интеллигенции - Бурсак, Кононов и другие, вместе с ними были убиты 240 черкесов, а в ауле Ассоколай, расстреляли 305 мирных жителей.
Вместе с убийцами, состоящими полностью из «иногородних», приезжали их жены и дети, и на подворьях, грабили добро черкесов, везли это всё на свои хутора и «мужицкие» сёла.
Воины Добровольческой армии находили в саклях груды человеческих тел.
Этого черкесы никогда не простят. Все попытки Красных переманить на свою сторону горцев у них не увенчались успехом. Только единицы типа Шовгенова, Муссы Мамижева, Петраша Цызанова из Адамия, Тугуза Хакуринова из Хакуринохабля, Нуха Наурузова из Джамбичи, Кунчука Берзегова пошли к ним служить.
Гражданская война страшна беспощадностью. Теперь вооружённые отряды черкесов жгут и убивают не щадя никого на хуторах и сёлах иногородних - основной силы красных.
Однако я в этом вижу, что общая война всех против всех, общий упадок нравов и насилие, ставшее нормой общественной жизни, приводят к распространению в адыгской среде криминальных, неадаптивных действий, распространению бытовой преступности и этносоциальных конфликтов внутри регионального социума, - с огромной печалью в голосе произнёс Султан Келеч - Гирей.
- Ведь нас по численности очень мало, и к чему эта кровавая резня может привести? Вплоть до исчезновения нашего этноса. В Турции, Сирии, Иордании и на Балканах сейчас адыгов живёт больше, чем на исконно родной земле".
Размышления Султан Келеч-Гирея. Отрывок из книги А. Коршунова-Калоева "Старая тетрадь: повесть о кадетах Владикавказского кадетского корпуса."
Ссылки по теме:
ХАТОКШОКО МАГОМЕТ АША: ВСТУПАЯ НА ПУТЬ ЛЕГЕНДЫ
Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.
Возвращение к корням: ансамбль «Жъыу» как творческая лаборатория для возрождения аутентичного саунда
Получен международный паспорт "Черкесская гончая"
КАК КАБАРДИНЦЫ ЗАВЯЗЫВАЛИ ВОЛЧЬЮ ПАСТЬ
Историческое сознание адыгов как синтез накопленног опыта
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАБАРДЫ ТАМБИЕВА И ОБРАЗОВАНИЕ КАБАРДИНСКОГО КНЯЖЕСТВА ИНАЛИДОВ
ЛИЧНОСТЬ МАГОМЕТ АШ АТАЖУКИНА В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ ХАДЖРЕТСКОЙ КАБАРДЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853—1856 гг. В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ И В ГОСУДАРСТВЕ ШАМИЛЯ
"УОРК ХАБЗЭ" И "БУСИДО" КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОТЛИЧИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ ВОИНСКИХ СОСЛОВИЙ ЧЕРКЕСИИ И ЯПОНИИ