Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.
People
29 декабря 2010 года 51-летнего Аслана Ципинова расстреляли религиозные фанатики за организацию черкесских обрядов, которые были восприняты радикалами как «пропаганда язычества» и угроза исламу. Взявшие на себя убийство фанатики из Кабардино-Балкарского сектора Имарата Кавказ были уничтожены в 2012 году в ходе спецоперации. И хотя официальная версия о религиозных мотивах убийства Ципинова была принята широкой общественностью, по сей день в черкесской среде не утихают слухи о возможном участии третьих сил в резонансном политическом убийстве черкесского ученного. Аслан Амербиевич Ципинов был доктором филологических наук, профессором, заслуженным деятелем науки КБР, академ-секретарь историко-филологических дисциплин Адыгской (Черкесской) международной академии наук (АМАН). Аслан Ципинов проводил в Нальчике черкесские (адыгские)
29 декабря 2010 года 51-летнего Аслана Ципинова расстреляли религиозные фанатики за организацию черкесских обрядов, которые были восприняты радикалами как «пропаганда язычества» и угроза исламу.
Взявшие на себя убийство фанатики из Кабардино-Балкарского сектора Имарата Кавказ были уничтожены в 2012 году в ходе спецоперации. И хотя официальная версия о религиозных мотивах убийства Ципинова была принята широкой общественностью, по сей день в черкесской среде не утихают слухи о возможном участии третьих сил в резонансном политическом убийстве черкесского ученного.
Аслан Амербиевич Ципинов был доктором филологических наук, профессором, заслуженным деятелем науки КБР, академ-секретарь историко-филологических дисциплин Адыгской (Черкесской) международной академии наук (АМАН). Аслан Ципинов проводил в Нальчике черкесские (адыгские) фольклорные праздники, пропагандировал традиционные черкесские ценности и противостоял исламизации общества. Безусловный сторонник рассекречивания исторической правды о Русско-Черкеской войне, один из ведущих идеологов черкесского национального движения на основе Хабзэ, Ципинов бескомпромиссно продвигал в молодежной среде идеологию черкесского этноса. Помимо того, что ему приходилось сталкиваться и бороться с невежеством собственного народа, крайнюю опасность для него представляли последователи радикального ислама.
На расцвет исламского экстремизма в Кабардино-Балкарии пришлись массовые празднования национальных праздников, организованные Асланом Ципиновым на центральной площади республики. И в то время, когда часть молодежи под влиянием исламской пропаганды активно уходила в лес, он призывал молодых парней обратится к национальному. Показывал всю глубину и красоту Хабзэ, языка, он зарождал в сердце молодых людей желание восстановить черкесский этикет, который шел в разрез с ценностями и целями исламского экстремизма.
Очевидно, что идеологи исламского экстремизма видели в Аслане Ципинове безбожника. Имея не просто академические знания, но и харизму, Аслан увлекал молодежь и уводил из-под носа экстремистов «актив». Вместе с тем, смерть ученного, сведенная следствием к расправе фанатиков над общественным деятелем, продолжает вызывать много вопросов.
Выстрел без угроз
Несмотря на то, что значительная часть молодых мусульман была не довольная деятельностью черкесских общественных деятелей, в 2010 году у кабардино-балкарских джамаатов были куда более опасные противники, нежели черкесские активисты и ученные. В 2010 году деятельность джамаатов была сосредоточена на двух архиважных для подполья вещах: это выбивание денег у бизнеса и вооруженные диверсии против силовых структур, которые к тому времени значительно преуспели в деле борьбы с радикалами. Возможно по этой причине в адрес Ципинова и других черкесских активистов не поступало угроз, которые поступали в адрес тех же бизнесменов, отказывавшихся в 2010 году платить налог на джихад.
Не случайной кажется и вышедшая накануне убийства в республиканской газете «Кабардино-Балкарская Правда» статья: «Кто ведёт нас назад к язычеству?» Статья содержала в себе массу нелестных высказываний о национальных праздниках, о традициях, открыто называя Ципинова язычником и вероотступником.
Обращает на себя внимание и молчание тогдашнего руководства валайята Кабарды Балкарии и Карачая. Сменивший кабардинца по национальности Анзора Астемирова, карачаевец — Аскер Джапуев, комментирующий периодически все карательные акции джихадистов в республике, никак не прокомментировал убийство общественного деятеля.
Характерна также реакция сайта «Кавказ-Центр», головного сайта Имарата Кавказ. Сообщение об убийстве было дано в нейтральном тоне, убитый был назван «этнографом», без каких-либо отрицательных эпитетов. И лишь 8 января «официальный сайт вилайата Кабарды Балкарии и Карачая» (КБК) опубликовал пятиминутное видео, в котором «амир юго-западного сектора» Закария взял на себя ответственность за убийство в конце декабря профессора Кабардино-Балкарского университета, известного этнолога Аслана Ципинова
Таким образом, очевидно, что реакция самих религиозных фанатиков была явно запоздалой и весьма странной. Чего нельзя сказать о региональной прессе, которая сразу же на следующий день после убийства опубликовала обращение властей Кабардино-Балкарии с призывом к общественности «принять этот вызов, противопоставив бандитам свою сплоченность, нетерпимое отношение к тем, кто навязывает обществу чуждые идеи «чистого ислама».
Молчание радикалов с одной стороны и воззвания республиканских властей к кабардино-балкарскому обществу с другой, породили слухи о том, что за убийством если даже не стоят третьи силы за пределами республики, то наверняка кто-то хочет столкнуть две идеи: национальную и исламскую.
Аслан был одним из тех, кто первым публично озвучил неудобные исторические факты, связанные с Русско-Черкесской войной. А знания Ципинова незаменимые для формирования базиса требований национального движения, в числе прочего легли в основу требований о признании геноцида. И с каждым годом становится очевиднее, что убийство Аслана Ципинова носило заказной политический характер. Его убийство могло открыть шлюзы для террора, для гражданской войны в Кабардино-Балкарии, привести к ощущению физической опасности для каждого человека, который идет не в ногу с официальной доктриной.
Самая важная мысль Аслана Ципинова, которую он пронес через всю свою жизнь – человечность. Во главу угла он всегда ставил человеческую жизнь. «Си л1ыгъэ къимыхьар си насып къремыхь» — часто говорил Ципинов. Уи л1ыгъэм къихьам уи насыпыр тек1уакъым.
Возможно поэтому смерть Аслана Ципинова не обернулась дальнейшим насилием и не сломила черкесское национальное движение.
Аида Герг
Ссылки по теме:
ХАТОКШОКО МАГОМЕТ АША: ВСТУПАЯ НА ПУТЬ ЛЕГЕНДЫ
Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.
Возвращение к корням: ансамбль «Жъыу» как творческая лаборатория для возрождения аутентичного саунда
Получен международный паспорт "Черкесская гончая"
КАК КАБАРДИНЦЫ ЗАВЯЗЫВАЛИ ВОЛЧЬЮ ПАСТЬ
Историческое сознание адыгов как синтез накопленног опыта
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАБАРДЫ ТАМБИЕВА И ОБРАЗОВАНИЕ КАБАРДИНСКОГО КНЯЖЕСТВА ИНАЛИДОВ
ЛИЧНОСТЬ МАГОМЕТ АШ АТАЖУКИНА В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ ХАДЖРЕТСКОЙ КАБАРДЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853—1856 гг. В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ И В ГОСУДАРСТВЕ ШАМИЛЯ
"УОРК ХАБЗЭ" И "БУСИДО" КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОТЛИЧИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ ВОИНСКИХ СОСЛОВИЙ ЧЕРКЕСИИ И ЯПОНИИ
Читайте также: