Черкесы - circassian (адыги) » Articles » People » Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.

Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.

Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.
People
admin
Фото: Reuters
14:12, 01 март 2024
387
0
29 декабря 2010 года 51-летнего Аслана Ципинова расстреляли религиозные фанатики за организацию черкесских обрядов, которые были восприняты радикалами как «пропаганда язычества» и угроза исламу. Взявшие на себя убийство фанатики из Кабардино-Балкарского сектора Имарата Кавказ были уничтожены в 2012 году в ходе спецоперации. И хотя официальная версия о религиозных мотивах убийства Ципинова была принята широкой общественностью, по сей день в черкесской среде не утихают слухи о возможном участии третьих сил в резонансном политическом убийстве черкесского ученного. Аслан Амербиевич Ципинов был доктором филологических наук, профессором, заслуженным деятелем науки КБР, академ-секретарь историко-филологических дисциплин Адыгской (Черкесской) международной академии наук (АМАН). Аслан Ципинов проводил в Нальчике черкесские (адыгские)


29 декабря 2010 года 51-летнего Аслана Ципинова расстреляли религиозные фанатики за организацию черкесских обрядов, которые были восприняты радикалами как «пропаганда язычества» и угроза исламу.

Взявшие на себя убийство фанатики из Кабардино-Балкарского сектора Имарата Кавказ были уничтожены в 2012 году в ходе спецоперации. И хотя официальная версия о религиозных мотивах убийства Ципинова была принята широкой общественностью, по сей день в черкесской среде не утихают слухи о возможном участии третьих сил в резонансном политическом убийстве черкесского ученного.

Аслан Амербиевич Ципинов был доктором филологических наук, профессором, заслуженным деятелем науки КБР, академ-секретарь историко-филологических дисциплин Адыгской (Черкесской) международной академии наук (АМАН). Аслан Ципинов проводил в Нальчике черкесские (адыгские) фольклорные праздники, пропагандировал традиционные черкесские ценности и противостоял исламизации общества. Безусловный сторонник рассекречивания исторической правды о Русско-Черкеской войне, один из ведущих идеологов черкесского национального движения на основе Хабзэ, Ципинов бескомпромиссно продвигал в молодежной среде идеологию черкесского этноса. Помимо того, что ему приходилось сталкиваться и бороться с невежеством собственного народа, крайнюю опасность для него представляли последователи радикального ислама.

На расцвет исламского экстремизма в Кабардино-Балкарии пришлись массовые празднования национальных праздников, организованные Асланом Ципиновым на центральной площади республики. И в то время, когда часть молодежи под влиянием исламской пропаганды активно уходила в лес, он призывал молодых парней обратится к национальному. Показывал всю глубину и красоту Хабзэ, языка, он зарождал в сердце молодых людей желание восстановить черкесский этикет, который шел в разрез с ценностями и целями исламского экстремизма.

Очевидно, что идеологи исламского экстремизма видели в Аслане Ципинове безбожника. Имея не просто академические знания, но и харизму, Аслан увлекал молодежь и уводил из-под носа экстремистов «актив». Вместе с тем, смерть ученного, сведенная следствием к расправе фанатиков над общественным деятелем, продолжает вызывать много вопросов.

Выстрел без угроз

Несмотря на то, что значительная часть молодых мусульман была не довольная деятельностью черкесских общественных деятелей, в 2010 году у кабардино-балкарских джамаатов были куда более опасные противники, нежели черкесские активисты и ученные. В 2010 году деятельность джамаатов была сосредоточена на двух архиважных для подполья вещах: это выбивание денег у бизнеса и вооруженные диверсии против силовых структур, которые к тому времени значительно преуспели в деле борьбы с радикалами. Возможно по этой причине в адрес Ципинова и других черкесских активистов не поступало угроз, которые поступали в адрес тех же бизнесменов, отказывавшихся в 2010 году платить налог на джихад.

Не случайной кажется и вышедшая накануне убийства в республиканской газете «Кабардино-Балкарская Правда» статья: «Кто ведёт нас назад к язычеству?» Статья содержала в себе массу нелестных высказываний о национальных праздниках, о традициях, открыто называя Ципинова язычником и вероотступником.

Обращает на себя внимание и молчание тогдашнего руководства валайята Кабарды Балкарии и Карачая. Сменивший кабардинца по национальности Анзора Астемирова, карачаевец — Аскер Джапуев, комментирующий периодически все карательные акции джихадистов в республике, никак не прокомментировал убийство общественного деятеля.

Характерна также реакция сайта «Кавказ-Центр», головного сайта Имарата Кавказ. Сообщение об убийстве было дано в нейтральном тоне, убитый был назван «этнографом», без каких-либо отрицательных эпитетов. И лишь 8 января «официальный сайт вилайата Кабарды Балкарии и Карачая» (КБК) опубликовал пятиминутное видео, в котором «амир юго-западного сектора» Закария взял на себя ответственность за убийство в конце декабря профессора Кабардино-Балкарского университета, известного этнолога Аслана Ципинова

Таким образом, очевидно, что реакция самих религиозных фанатиков была явно запоздалой и весьма странной. Чего нельзя сказать о региональной прессе, которая сразу же на следующий день после убийства опубликовала обращение властей Кабардино-Балкарии с призывом к общественности «принять этот вызов, противопоставив бандитам свою сплоченность, нетерпимое отношение к тем, кто навязывает обществу чуждые идеи «чистого ислама».

Молчание радикалов с одной стороны и воззвания республиканских властей к кабардино-балкарскому обществу с другой, породили слухи о том, что за убийством если даже не стоят третьи силы за пределами республики, то наверняка кто-то хочет столкнуть две идеи: национальную и исламскую.

Аслан был одним из тех, кто первым публично озвучил неудобные исторические факты, связанные с Русско-Черкесской войной. А знания Ципинова незаменимые для формирования базиса требований национального движения, в числе прочего легли в основу требований о признании геноцида. И с каждым годом становится очевиднее, что убийство Аслана Ципинова носило заказной политический характер. Его убийство могло открыть шлюзы для террора, для гражданской войны в Кабардино-Балкарии, привести к ощущению физической опасности для каждого человека, который идет не в ногу с официальной доктриной.

Самая важная мысль Аслана Ципинова, которую он пронес через всю свою жизнь – человечность. Во главу угла он всегда ставил человеческую жизнь. «Си л1ыгъэ къимыхьар си насып къремыхь» — часто говорил Ципинов. Уи л1ыгъэм къихьам уи насыпыр тек1уакъым.

Возможно поэтому смерть Аслана Ципинова не обернулась дальнейшим насилием и не сломила черкесское национальное движение.

Аида Герг
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)