Абадзехи состояли из 60-65 фамилий
History
Абадзехи состояли из 60-65 фамилий. Из них семь были тлекотлеши, т.е. дворянские фамилии. У абадзехов не было князей. Из адыгских субъэтносов они считались наиболее демократичным обществом. Земля у абадзехов была в основном гористой, потому равнинные земли у них особенно ценились. Земля, которая граничила с бжедугами, как раз и была таковой. Она называлась Тубе (Тубэ хьэсэ). Плодородная, она особенно нравилась абадзехам как пахотная, используемая для посевных культур. Шестеро абадзехских дворян на конях въехали в эту землю и стали осматривать ее. Бжедугскому князю, которому она принадлежала, донесли, что ею интересуются шестеро абадзехов на конях. Бжедугский князь, его звали Нагой, встретился с абадзехами, поздоровался и спросил: – Вы нуждаетесь в чем-либо? (Сыт фи щыкIагъэ?). Абадзехи ответили: – Да мы хотели бы получить
Абадзехи состояли из 60-65 фамилий. Из них семь были тлекотлеши, т.е. дворянские фамилии. У абадзехов не было князей. Из адыгских субъэтносов они считались наиболее демократичным обществом.
Земля у абадзехов была в основном гористой, потому равнинные земли у них особенно ценились. Земля, которая граничила с бжедугами, как раз и была таковой. Она называлась Тубе (Тубэ хьэсэ). Плодородная, она особенно нравилась абадзехам как пахотная, используемая для посевных культур.
Шестеро абадзехских дворян на конях въехали в эту землю и стали осматривать ее. Бжедугскому князю, которому она принадлежала, донесли, что ею интересуются шестеро абадзехов на конях. Бжедугский князь, его звали Нагой, встретился с абадзехами, поздоровался и спросил:
– Вы нуждаетесь в чем-либо? (Сыт фи щыкIагъэ?).
Абадзехи ответили:
– Да мы хотели бы получить кусочек земли в Тубе, который могла бы охватить шкура бугая (за быгъуфэ къиубыдын хуэдиз щIыгу дыхуейт, мы Тубэ хьэсэм щыщ).
Князь сказал:
– Земля, которую может охватить шкура бугая?! Разве можно из-за такой мелочи кинжал обнажать или кровь проливать?! Я ее хозяин. И я вам дам столько, сколько вы просите.
Абадзехи переспросили князя не то в шутку, не то всерьез:
– Не подобно ли твое слово облаку, которое то есть, то исчезает. Или ты из тех, кто произнесенное днем, не забывает за ночь?
Князь ответил:
– Я князь и мое слово княжеское.
– Тогда мы завтра с утра будем у тебя, – сказали абадзехи, попрощались и ускакали домой.
Князь отправился домой. Естественно, княгиня узнала об абадзехах, которых встретил князь. Когда он вошел в дом, княгиня спросила:
– Что у нас на Тубе высматривали абадзехи?
– Да, сущая мелочь! Они просили кусочек земли, который может охватить шкура бугая.
– И что ты ответил им?
– Да что из-за такой мелочи спорить. Я им сказал, что дам им его.
– Да, ты сильно просчитался. Не будь я княгиней, если завтра они не отберут у тебя всю землю, вместе с той, где твоя усадьба.
– О чем ты говоришь? Это глупость! – возразил князь.
Утром шестеро абадзехских тлекотлешей прибыли к князю. Тот вышел навстречу. Они спешились, поздоровались и спросили:
– Вчерашнее ваше слово в силе?
– Да, имеет силу!
– Мы привезли шкуру бугая, – сказал один из них, сбросив ее с лошади.
– Привезли, значит выбирайте землю, – сказал князь.
Под кинжалом адыги носили еще одно холодное оружие. Абадзехи называли его «тайный кинжал» (по-абадзехски – къэмэ шъэф, по-кабардински – къамэ щэху) – подкинжальный нож. Он в походных условиях использовался во время еды, для бритья и т.д.
Абадзехи достали подкинжальные ножи и начали резать шкуру бугая не просто полосками, а нитками. И этой ниткой на глазах у князя стали отмерять себе землю. И она охватила всю территорию Тубэ Хьэсэ.
Князь, конечно, не ожидал такого поворота, но и сказать ему было нечего: он дал княжеское слово. Таким образом, без боя, без выстрела, без крови княжеские владения отошли абадзехским тлекотлешам.
Закончив свои земельные замеры, абадзехи попрощались с бжедугским князем, который к своей чести, сдержал слово и отдал землю. С этого момента абадзехские тлекотлеши и стали насельниками Тубе (Тубэ Хьэсэ). Они поделили между собой территорию на шесть равных частей и отправились домой.
Возвращаясь, а время было уже к вечеру, они решили заночевать в одном абадзехском селении. И на закате солнца мужчины зашли в хьэкIэщ – в гостевой дом первого двора этого селения.
Через минут десять появилась женщина, она поздоровалась, принесла кумган и тазик для омовения, полотенце. Гости помыли руки с дороги и уселись. Не прошло и 20 минут, как на маленьких трехногих столиках эта же женщина принесла еду: горячую мамалыгу, сыр, сушеное мясо и шху – кислое молоко. Прежде чем сесть за столики, гости сказали женщине, которая выглядела молчаливой и не очень веселой:
– Не могли бы мы видеть тхамаду этого дома?
Женщина ответила:
– Вы успеете повидаться с ним. Вы с дороги, потому пока угощайтесь.
Абадзехи поужинали. Затем поговорили о том, как удачно прошел день, кое-что еще рассказали, как это обычно бывает, чтобы скоротать время. Когда пришла пора спать, женщина постелила им. Но гостям было неудобно не повидавшись, не поздоровавшись с хозяином дома отходить ко сну. Поэтому они снова обратились к женщине:
– Не могли бы мы повидаться с тхамадой этого дома?
Женщина опять ответила уклончиво:
– Вы с дороги, устали. Ложитесь отдыхать. А утром успеете повидаться с тхамадой.
Делать было нечего, гости легли спать. Утром, проснувшись, женщина снова пришла с кумганом, тазиком и полотенцем. Она помогла гостям умыться и принесла завтрак на трехногих столиках: родниковую воду, горячие халюж с сыром (хьалыжъу; хьэлывэ), только что испеченные, со свежей домашней сметаной и чаем. Гости полагали, что хозяин дома появится утром, но тхамада не показался и за завтраком. Конечно, если бы глава дома был на месте, он обязательно составил бы компанию гостям с самого начала. Но нет, не вышел хозяин дома к ним и сейчас.
Молча переглянувшись, они позавтракали, а перед тем, как покинуть кунацкую, еще раз, извинившись, спросили:
– Нам крайне неудобно уйти, не повидавшись с тхамадой, чей хлеб-соль мы ели.
Тогда женщина дала знак, чтобы гости подождали. Сама же пошла в основной дом и вышла оттуда с люлькой, в котором был мальчик шести-семи месяцев. Она поставила люльку перед ними:
– Вот тхамада этого дома, – сказала она.
Гости, конечно, не ожидали такого оборота. Видя сконфуженное состояние мужчин, женщина добавила.
– Вы настояли на том, чтобы я показала вам нашего тхамаду. Дело в том, что его отца три месяца назад убили. И в доме остался он – единственный мужчина. Он наш тхамада.
Мужчины опустили головы и помолчали немного. Его нарушил один из тлекотлешей – Цей. Он обратился к стоящим рядом мужчинам:
– Раз так вышло, то я хочу поделиться с этим мальчиком по-мужски, как с равным мужчиной. Я хочу отдать этому парню ровно половину своей доли земли на Тубе (Тубэ Хьэсэ).
Спокойно выслушав Цея, Сиудин Тлише ответил ему:
– Это не по-мужски и не на равных, потому что в таком случае ему достается одна двенадцатая часть Тубе, тогда как у нас по одной шестой части. То есть у каждого из нас в два раза больше земли, чем у него. Если мы хотим на равных поделиться с тхамадой дома, то Тубе, что мы разделили на шестерых, нужно разделить на семь частей и одну часть отдать парню. И тогда будет на равных.
Остальные тлекотлеши согласились с Сиудином Тлишем и произвели раздел территории Тубе на семь частей. Седьмая часть досталась парню. И, по моему мнению, он стал седьмым тлекотлешем у абадзехов. Но фамилию седьмого тлекотлеша я не знаю, потому что данный рассказ о фамилии Тлиш.
И сегодня, когда тебя спрашивают абадзехи: «Абадзех ли ты», – и ты отвечаешь утвердительно, тебя могут переспросить: «А был ли у вашего рода пай на Тубе»? И если ты отвечаешь, что был, то, конечно, отношение к тебе становится более почтенным, соответствующий сословному статусу.
О том, как делилась долина Тубе, написал русский этнограф Дьячков-Тарасов. Он со слов сказителей-абадзехов указал и на время, когда произошел раздел. Если этнограф опубликовал свой труд в 1902 году, то поделена долина была 600 годами раньше. И фраза «Ты в Тубе пая не имел», служит убийственным аргументом против доказываемой древности и знатности противника» (не проверял ее на точность) именно его.
Княжеское сословие имелось раньше и у абадзехов. И Тубэ хьасэ, в частности, владел один из таких князей. В соответствии с этим и при дележе князю осталась только та земля, на которой находилась его усадьба. Делителям от князя удалось избавиться в дальнейшем, как – неизвестно. Но новые владельцы Тубэ хьасэ приняли решение, что князей у них уже не будет никогда, всех, кто заявит о себе, как о князе, они будут топить в местной реке. А ее переименовывают в связи с этим в Пшеху (Пщыхьэ – букв. «уносящая князей»).
Главный конфликт – не междоусобица, а демократическое преобразование общества. Отсюда и подчеркивание: оно осуществлено по нормам Адыгэ Хабзэ – то есть без кровопролития. Просто, видимо, было созвано Хасэ и принято решение. В том числе и по будущим претендентам на «должность».
Согласуется, видимо, данное предположение и с историческим контекстом. Именно в это время, начиная свой поход, например, от современной Бухты Инал, исторический Инал создал новую Черкесскую империю. Кем он был в своем прошлом? – удачливым полководцем Хазарского каганата или блистательным мамлюкским султаном, – решать историкам. Но его «империя» была разрушена его же потомками. В ответ, возможно, на это западная часть Черкесии вернулась к прежней форме своего общественного устройства. И первый шаг был сделан в долине Тубе.
«В давние времена (13 в.) долина Тубе – плодородная и живописная, защищенная высокими горами со всех сторон – принадлежала некоему князю. Однажды несколько человек, среди которых был Едыдж, остановилось у него в качестве гостей. Когда прошли положенные три дня, князь поинтересовался о целях их визита в долину. Они пояснили, что хотели бы получить здесь для себя земельный надел. Князь спросил:
– О каком наделе идет речь?
– Размером с коровью шкуру, – заявили ему гости.
– Возьмите в любом понравившемся вам месте, – ответил князь, и гости отправились. Когда они ушли, княгиня, обратившись к супругу, сказала:
– До сих пор ты во всем проявлял благоразумие, но, как мне кажется, с выделением надела этим людям ошибся.
Гости порезали шкуру коровы такой тонкой полоской, что ею была охвачена вся княжеская земля за исключением усадьбы. Однако князь, даже увидев то, как с ним обошлись его гости, остался верен слову. Со временем пришельцам стала принадлежать вся долина, и они обязались следить за тем, чтобы среди них не появлялись князья. Любого из тех, кто заявлял о себе, как о князе, бросали в реку, протекавшую по долине. Она вскоре и стала называться «уносящая князей» (Пшеха / «Пщыхь»).
Едыдж и его путники, были противниками власти князей, сам Едыдж - возможным родоначальником не только необычно звучащей фамилии, но и одним из тех, кто обновил и укрепил демократические устои в Абадзехии, которая действительно до последнего времени именовалась не иначе как «демократическим племенем» [10: 186-195]. И это развеивает миф о тюркском происхождении рода Едыдж, так как, на такое, кажется, не мог быть способен тюрок того времени, тем более если он являлся частью имперской системы Золотой Орды.
Земля у абадзехов была в основном гористой, потому равнинные земли у них особенно ценились. Земля, которая граничила с бжедугами, как раз и была таковой. Она называлась Тубе (Тубэ хьэсэ). Плодородная, она особенно нравилась абадзехам как пахотная, используемая для посевных культур.
Шестеро абадзехских дворян на конях въехали в эту землю и стали осматривать ее. Бжедугскому князю, которому она принадлежала, донесли, что ею интересуются шестеро абадзехов на конях. Бжедугский князь, его звали Нагой, встретился с абадзехами, поздоровался и спросил:
– Вы нуждаетесь в чем-либо? (Сыт фи щыкIагъэ?).
Абадзехи ответили:
– Да мы хотели бы получить кусочек земли в Тубе, который могла бы охватить шкура бугая (за быгъуфэ къиубыдын хуэдиз щIыгу дыхуейт, мы Тубэ хьэсэм щыщ).
Князь сказал:
– Земля, которую может охватить шкура бугая?! Разве можно из-за такой мелочи кинжал обнажать или кровь проливать?! Я ее хозяин. И я вам дам столько, сколько вы просите.
Абадзехи переспросили князя не то в шутку, не то всерьез:
– Не подобно ли твое слово облаку, которое то есть, то исчезает. Или ты из тех, кто произнесенное днем, не забывает за ночь?
Князь ответил:
– Я князь и мое слово княжеское.
– Тогда мы завтра с утра будем у тебя, – сказали абадзехи, попрощались и ускакали домой.
Князь отправился домой. Естественно, княгиня узнала об абадзехах, которых встретил князь. Когда он вошел в дом, княгиня спросила:
– Что у нас на Тубе высматривали абадзехи?
– Да, сущая мелочь! Они просили кусочек земли, который может охватить шкура бугая.
– И что ты ответил им?
– Да что из-за такой мелочи спорить. Я им сказал, что дам им его.
– Да, ты сильно просчитался. Не будь я княгиней, если завтра они не отберут у тебя всю землю, вместе с той, где твоя усадьба.
– О чем ты говоришь? Это глупость! – возразил князь.
Утром шестеро абадзехских тлекотлешей прибыли к князю. Тот вышел навстречу. Они спешились, поздоровались и спросили:
– Вчерашнее ваше слово в силе?
– Да, имеет силу!
– Мы привезли шкуру бугая, – сказал один из них, сбросив ее с лошади.
– Привезли, значит выбирайте землю, – сказал князь.
Под кинжалом адыги носили еще одно холодное оружие. Абадзехи называли его «тайный кинжал» (по-абадзехски – къэмэ шъэф, по-кабардински – къамэ щэху) – подкинжальный нож. Он в походных условиях использовался во время еды, для бритья и т.д.
Абадзехи достали подкинжальные ножи и начали резать шкуру бугая не просто полосками, а нитками. И этой ниткой на глазах у князя стали отмерять себе землю. И она охватила всю территорию Тубэ Хьэсэ.
Князь, конечно, не ожидал такого поворота, но и сказать ему было нечего: он дал княжеское слово. Таким образом, без боя, без выстрела, без крови княжеские владения отошли абадзехским тлекотлешам.
Закончив свои земельные замеры, абадзехи попрощались с бжедугским князем, который к своей чести, сдержал слово и отдал землю. С этого момента абадзехские тлекотлеши и стали насельниками Тубе (Тубэ Хьэсэ). Они поделили между собой территорию на шесть равных частей и отправились домой.
Возвращаясь, а время было уже к вечеру, они решили заночевать в одном абадзехском селении. И на закате солнца мужчины зашли в хьэкIэщ – в гостевой дом первого двора этого селения.
Через минут десять появилась женщина, она поздоровалась, принесла кумган и тазик для омовения, полотенце. Гости помыли руки с дороги и уселись. Не прошло и 20 минут, как на маленьких трехногих столиках эта же женщина принесла еду: горячую мамалыгу, сыр, сушеное мясо и шху – кислое молоко. Прежде чем сесть за столики, гости сказали женщине, которая выглядела молчаливой и не очень веселой:
– Не могли бы мы видеть тхамаду этого дома?
Женщина ответила:
– Вы успеете повидаться с ним. Вы с дороги, потому пока угощайтесь.
Абадзехи поужинали. Затем поговорили о том, как удачно прошел день, кое-что еще рассказали, как это обычно бывает, чтобы скоротать время. Когда пришла пора спать, женщина постелила им. Но гостям было неудобно не повидавшись, не поздоровавшись с хозяином дома отходить ко сну. Поэтому они снова обратились к женщине:
– Не могли бы мы повидаться с тхамадой этого дома?
Женщина опять ответила уклончиво:
– Вы с дороги, устали. Ложитесь отдыхать. А утром успеете повидаться с тхамадой.
Делать было нечего, гости легли спать. Утром, проснувшись, женщина снова пришла с кумганом, тазиком и полотенцем. Она помогла гостям умыться и принесла завтрак на трехногих столиках: родниковую воду, горячие халюж с сыром (хьалыжъу; хьэлывэ), только что испеченные, со свежей домашней сметаной и чаем. Гости полагали, что хозяин дома появится утром, но тхамада не показался и за завтраком. Конечно, если бы глава дома был на месте, он обязательно составил бы компанию гостям с самого начала. Но нет, не вышел хозяин дома к ним и сейчас.
Молча переглянувшись, они позавтракали, а перед тем, как покинуть кунацкую, еще раз, извинившись, спросили:
– Нам крайне неудобно уйти, не повидавшись с тхамадой, чей хлеб-соль мы ели.
Тогда женщина дала знак, чтобы гости подождали. Сама же пошла в основной дом и вышла оттуда с люлькой, в котором был мальчик шести-семи месяцев. Она поставила люльку перед ними:
– Вот тхамада этого дома, – сказала она.
Гости, конечно, не ожидали такого оборота. Видя сконфуженное состояние мужчин, женщина добавила.
– Вы настояли на том, чтобы я показала вам нашего тхамаду. Дело в том, что его отца три месяца назад убили. И в доме остался он – единственный мужчина. Он наш тхамада.
Мужчины опустили головы и помолчали немного. Его нарушил один из тлекотлешей – Цей. Он обратился к стоящим рядом мужчинам:
– Раз так вышло, то я хочу поделиться с этим мальчиком по-мужски, как с равным мужчиной. Я хочу отдать этому парню ровно половину своей доли земли на Тубе (Тубэ Хьэсэ).
Спокойно выслушав Цея, Сиудин Тлише ответил ему:
– Это не по-мужски и не на равных, потому что в таком случае ему достается одна двенадцатая часть Тубе, тогда как у нас по одной шестой части. То есть у каждого из нас в два раза больше земли, чем у него. Если мы хотим на равных поделиться с тхамадой дома, то Тубе, что мы разделили на шестерых, нужно разделить на семь частей и одну часть отдать парню. И тогда будет на равных.
Остальные тлекотлеши согласились с Сиудином Тлишем и произвели раздел территории Тубе на семь частей. Седьмая часть досталась парню. И, по моему мнению, он стал седьмым тлекотлешем у абадзехов. Но фамилию седьмого тлекотлеша я не знаю, потому что данный рассказ о фамилии Тлиш.
И сегодня, когда тебя спрашивают абадзехи: «Абадзех ли ты», – и ты отвечаешь утвердительно, тебя могут переспросить: «А был ли у вашего рода пай на Тубе»? И если ты отвечаешь, что был, то, конечно, отношение к тебе становится более почтенным, соответствующий сословному статусу.
О том, как делилась долина Тубе, написал русский этнограф Дьячков-Тарасов. Он со слов сказителей-абадзехов указал и на время, когда произошел раздел. Если этнограф опубликовал свой труд в 1902 году, то поделена долина была 600 годами раньше. И фраза «Ты в Тубе пая не имел», служит убийственным аргументом против доказываемой древности и знатности противника» (не проверял ее на точность) именно его.
Княжеское сословие имелось раньше и у абадзехов. И Тубэ хьасэ, в частности, владел один из таких князей. В соответствии с этим и при дележе князю осталась только та земля, на которой находилась его усадьба. Делителям от князя удалось избавиться в дальнейшем, как – неизвестно. Но новые владельцы Тубэ хьасэ приняли решение, что князей у них уже не будет никогда, всех, кто заявит о себе, как о князе, они будут топить в местной реке. А ее переименовывают в связи с этим в Пшеху (Пщыхьэ – букв. «уносящая князей»).
Главный конфликт – не междоусобица, а демократическое преобразование общества. Отсюда и подчеркивание: оно осуществлено по нормам Адыгэ Хабзэ – то есть без кровопролития. Просто, видимо, было созвано Хасэ и принято решение. В том числе и по будущим претендентам на «должность».
Согласуется, видимо, данное предположение и с историческим контекстом. Именно в это время, начиная свой поход, например, от современной Бухты Инал, исторический Инал создал новую Черкесскую империю. Кем он был в своем прошлом? – удачливым полководцем Хазарского каганата или блистательным мамлюкским султаном, – решать историкам. Но его «империя» была разрушена его же потомками. В ответ, возможно, на это западная часть Черкесии вернулась к прежней форме своего общественного устройства. И первый шаг был сделан в долине Тубе.
«В давние времена (13 в.) долина Тубе – плодородная и живописная, защищенная высокими горами со всех сторон – принадлежала некоему князю. Однажды несколько человек, среди которых был Едыдж, остановилось у него в качестве гостей. Когда прошли положенные три дня, князь поинтересовался о целях их визита в долину. Они пояснили, что хотели бы получить здесь для себя земельный надел. Князь спросил:
– О каком наделе идет речь?
– Размером с коровью шкуру, – заявили ему гости.
– Возьмите в любом понравившемся вам месте, – ответил князь, и гости отправились. Когда они ушли, княгиня, обратившись к супругу, сказала:
– До сих пор ты во всем проявлял благоразумие, но, как мне кажется, с выделением надела этим людям ошибся.
Гости порезали шкуру коровы такой тонкой полоской, что ею была охвачена вся княжеская земля за исключением усадьбы. Однако князь, даже увидев то, как с ним обошлись его гости, остался верен слову. Со временем пришельцам стала принадлежать вся долина, и они обязались следить за тем, чтобы среди них не появлялись князья. Любого из тех, кто заявлял о себе, как о князе, бросали в реку, протекавшую по долине. Она вскоре и стала называться «уносящая князей» (Пшеха / «Пщыхь»).
Едыдж и его путники, были противниками власти князей, сам Едыдж - возможным родоначальником не только необычно звучащей фамилии, но и одним из тех, кто обновил и укрепил демократические устои в Абадзехии, которая действительно до последнего времени именовалась не иначе как «демократическим племенем» [10: 186-195]. И это развеивает миф о тюркском происхождении рода Едыдж, так как, на такое, кажется, не мог быть способен тюрок того времени, тем более если он являлся частью имперской системы Золотой Орды.
Ссылки по теме:
ХАТОКШОКО МАГОМЕТ АША: ВСТУПАЯ НА ПУТЬ ЛЕГЕНДЫ
Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.
Возвращение к корням: ансамбль «Жъыу» как творческая лаборатория для возрождения аутентичного саунда
Получен международный паспорт "Черкесская гончая"
КАК КАБАРДИНЦЫ ЗАВЯЗЫВАЛИ ВОЛЧЬЮ ПАСТЬ
Историческое сознание адыгов как синтез накопленног опыта
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАБАРДЫ ТАМБИЕВА И ОБРАЗОВАНИЕ КАБАРДИНСКОГО КНЯЖЕСТВА ИНАЛИДОВ
ЛИЧНОСТЬ МАГОМЕТ АШ АТАЖУКИНА В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ ХАДЖРЕТСКОЙ КАБАРДЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853—1856 гг. В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ И В ГОСУДАРСТВЕ ШАМИЛЯ
"УОРК ХАБЗЭ" И "БУСИДО" КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОТЛИЧИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ ВОИНСКИХ СОСЛОВИЙ ЧЕРКЕСИИ И ЯПОНИИ