Черкесы - circassian (адыги) » Articles » History » Природная красота не всегда соответствовала манерам черкеса

Природная красота не всегда соответствовала манерам черкеса

Природная красота не всегда соответствовала манерам черкеса
History
admin
Фото: Reuters
12:29, 10 январь 2021
368
0
Но хорошее или плохое общее впечатление о внешнем виде и облике создается не только под влиянием его природных данных и установок языкового сознания, но и с учетом того, каким образом все это сочетаются с манерами человека – с манерой ходить, одеваться, говорить, беседовать. Даже движения глаз и особенности взгляда могут произвести на человека приятное или неприятное впечатление...
Природная красота не всегда соответствовала манерам черкеса

Но хорошее или плохое общее впечатление о внешнем виде и облике создается не только под влиянием его природных данных и установок языкового сознания, но и с учетом того, каким образом все это сочетаются с манерами человека – с манерой ходить, одеваться, говорить, беседовать. Даже движения глаз и особенности взгляда могут произвести на человека приятное или неприятное впечатление.

С этим связано еще одно противопоставление щIыкIафIэ и щIыкIей с акцентом на динамике и взаимодействии внешних черт и аксессуаров непосредственно в поведении человека, особенно в его контактах с дру- гими людьми, с социальным окружением. Первое из этих слов является определением человека с хорошими, приятными манерами, а второе используется для обозначения человека с плохими манерами, человека неприятного, отталкивающего даже в том случае, если у него отличные природные данные.

Принято считать, что вызывая у окружающих симпатию, человек с хорошими манерами многого добивается в жизни. И, напротив, чело- век с плохими манерами, вызывая у людей только злость и раздражение, рано или поздно плохо кончает, что выражается в известной реплике: щIыкIей – кIуэдыкIей.

Противопоставление человека с хорошими манерами (щIыкIафIэ) и с плохими (щIыкIей) коррелирует в адыгской картине мира с другим, не менее распространенным разделением людей: на приятных – гурыхь, и неприятных – гурымыхь. Эти термины отображают некое пятое чувство или чутье, которое подсказывает, что человек приятен или неприятен, хорош или плох. Это те случаи, когда чувство приязни или неприязни, симпатии или антипатии возникает почти мгновенно при первом внимательном взгляде на человека.

[img]"[/img]

По каким признакам даже – трудно сказать: по взгляду, тембру голоса, походке или по какому-либо иному признаку. Но особенно часто в связи с этим акцентируют внимание на выражении лица – нэгу. Отсюда, например, определение нэгу Iей «плохой, неприятный, темный взгляд», «плохое, неприятное выражение лица». А с другой стороны, стереотипные высказывания типа И гур къабзэщ, и нэгур бзыгъэщ: «Сердце у него чистое, и взгляд (выражение лица) ясное». Имеется в виду, что внутренняя чистота и добропорядочность (гу къабзэ) человека соответствуют его приятному внешнему облику, ясному, чистому и открытому взгляду (нэгу бзыгъэ).

Статьи:

Центр управления регионом Республики Адыгея

Путин объявил о создании фонда помощи детям с редкими заболеваниями

Россиянам предложили простить кредиты

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)