ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАБАРДЫ ТАМБИЕВА И ОБРАЗОВАНИЕ КАБАРДИНСКОГО КНЯЖЕСТВА ИНАЛИДОВ
History
В конце XIV в. на Северном Кавказе сложилась выгодная для адыгов геополитическая обстановка. Поход Тимура не только подорвал мощь Золотой Орды, но и привел к ее распаду. Раздробленные усобицами Чингизиды уже не являлись препятствием для активных действий черкесских князей на Северном Кавказе. В отличие от большинства народов в регионе, адыги смогли сохранить относительный демографический и экономический потенциал. В случаях вторжения крупных орд кочевников адыгское население равнин всегда находило надежный бастион в труднодоступных предгорных и горных районах Закубанья, где и находился основной его массив. В начале XV в. адыги начинают бурную деятельность, направленную на вытеснение ордынцев, названную А.А. Цуциевым «кабардинской реконкистой равнин и предгорий Центрального Кавказа». Вместе с боевыми походами в Центральное
В конце XIV в. на Северном Кавказе сложилась выгодная для адыгов геополитическая обстановка. Поход Тимура не только подорвал мощь Золотой Орды, но и привел к ее распаду. Раздробленные усобицами Чингизиды уже не являлись препятствием для активных действий черкесских князей на Северном Кавказе. В отличие от большинства народов в регионе, адыги смогли сохранить относительный демографический и экономический потенциал. В случаях вторжения крупных орд кочевников адыгское население равнин всегда находило надежный бастион в труднодоступных предгорных и горных районах Закубанья, где и находился основной его массив. В начале XV в. адыги начинают бурную деятельность, направленную на вытеснение ордынцев, названную А.А. Цуциевым «кабардинской реконкистой равнин и предгорий Центрального Кавказа». Вместе с боевыми походами в Центральное Предкавказье происходит приток новой группы адыгов, который пополняет поредевшее в результате вторжений кочевников восточноадыгское население.
Указанные процессы связаны с энергичными действиями князя Инала по объединению адыгских земель в единое этнополитическое объединение в первой четверти XIV в.. Подчинив своей власти Западную Черкесию, Инал приступил к освобождению территории Центрального Предкавказья, где были сильны позиции генуэзцев и татар. В рассматриваемых походах отличился военачальник Инала Кабарда Тамби, ставший героем цикла черкесских преданий. Ключом к освобождению восточноадыгских земель являлись генуэзские укрепления и крепости, находящиеся в верховьях р. Кубань.
По преданиям, Иналу удалось взять все крепости генуэзцев за исключением самой мощной из них – Хумарана. Несмотря на ущерб, нанесенный городу в период нашествия Тимура в 1396 г., он представлял собой природную крепость, сохранявшую стратегическую неприступность. Хумаран контролировал перевальные пути по ущельям р. Кубани, Мары и Теберды, которые вели в Закавказье, и имел огромное стратегическое значение. Он располагался на плоской вершине горы Калеж (адыгск. – «старая крепость»), над современным черкесским селом Хумаран. Город был окружен мощной каменной стеной, протяженность которой составляла 1900 м., а его площадь – 5 га. Стены были сложены из мощных каменных блоков размерами в среднем 1 х 0,5 х 3 м. Крепостная стена перемежалась башнями, которых было не менее 15. Город представлял собой естественное укрепление, господствующее над долиной р. Кубани.
Вершина горы опоясана отвесными обнаженными скалами, образующими своеобразный природный эскарп, еще более усиливавший оборону города. Лишь с востока к городу можно было подобраться по извилистой дороге, идущей по балке Инал. Название балки свидетельствует в пользу того, что Инал вел штурм крепости именно с этой стороны, стратегически более удобной, где, возможно, находилась и его походная ставка. Иналу, по преданиям, долго пришлось стоять под стенами одной из мощнейших крепостей Кавказа.
Первые штурмы окончились для него неудачно и были сопряжены с большими потерями. Лишь энергичность и настойчивость, оценка стратегической ситуации позволили ему взять последний и главный оплот генуэзцев, занимавший выгодную стратегическую позицию. Генуэзцы, изнуренные блокадой и длительной осадой, согласились покинуть Хумаран при условии, что Инал гарантирует им неприкосновенность, пока они находились в его владениях. После того, как генуэзцы покинули крепость и ушли из владений Инала, их догнал конный отряд Кабарды Тамби, уничтоживший врагов.
Овладение Хумараном давало возможность Иналу развить наступление восточнее р. Кубань. Военные походы в данном направлении возглавил Кабарда Тамби. Продвинувшись на восток, Кабарда Тамби основал на правом берегу р. Малки новое поселение, которое обвел земляным укреплением, и построил сторожевую башню. Укрепление стало опорным пунктом для дальнейшего продвижения на восток. Население Центрального Предкавказья было разнородным. Кроме адыгов здесь проживали осетины – дигорцы и иронцы, находившиеся в верховьях бассейна р. Терек. Восточнее осетин в горах проживали вайнахские племена. Наличие сванских башенных комплексов и других каменных строений в верховьях р. Кубани, Баксан, Чегем и Черек свидетельствует о продвижении части сванов после монгольских опустошений XIII в. на северные склоны Кавказского хребта. Кочевья татар располагались в Предкавказских степях. Ордынцы являлись доминирующей силой в регионе. Продвижение Кабарды Тамби неизбежно сталкивалось с господством татар. Судя по тому, что уже во второй четверти XV в.
в Центральном Предкавказье не фиксируются орды кочевников, татары были вытеснены на север. С активностью адыгов в Центральном Предкавказье, скорее всего, связан поход великого князя литовского Витовта против «черкас пятигорских», состоявшийся в 1412 г.. Витовт был союзником потомков хана Тохтамыша, которые могли обратиться к нему за помощью против экспансии Инала в стратегически важном для татар районе.
Здесь находилась не только традиционная ордынская ставка, но важнейшие пути в Закавказье через Кавказский хребет, имевшие экономическое и стратегическое значение. В связи с адыго-татарскими отношениями в Центральном Предкавказье, уместным является сообщение И. Барбаро, наблюдавший движение татарской орды зимой 1438 г. Татарские ханы Науруз и Кезимахмет решили идти из Сарая воевать против хана Улумахмета, находившегося в русских землях. Из сообщения И. Барбаро мы видим, что татарская орда сначала спустилась в Тюменские (Притеречные) степи, затем обогнула Черкесию по периметру ее границы. А именно – Центральное Предкавказье и часть северо-восточного Кавказа, в низовьях р. Терек. Напрашивается вывод, что к этому времени эти земли Инал смог уже окончательно закрепить за Черкесией, и татары не желали вторгаться или даже задеть владения адыгов.
Как полагает ряд историков, переселение новой волны адыгов в Центральное Предкавказье происходило поэтапно: от Прикубанья до земель, расположенных восточнее р. Терек. Территория Центрального Предкавказья стала частью Кабарды, что подтверждается как письменными источниками, так распространением на данной территории кабардинской курганной погребальной культуры XIV-XVII вв. Кабардинские курганные захоронения известны у осетин как «кашаджи улармата», а у вайнахов «чергси каш барц». Позиции кабардинцев в Центральном Предкавказье были достаточно сильны уже в XV в., отстояв их в борьбе с Большой Ордой. В 1494 г. кабардинцы совершили поход на ордынские кочевья в Предкавказье. В 1498 г. кабардинцы перешли в крупномасштабное наступление, заставившее ордынцев спасаться за р. Доном. Под напором черкесов ордынцы навсегда вынуждены были оставить Предкавказские степи и перейти на западный берег р. Дон.
Надо отметить, что, скорее всего, адыгское население восточнее р. Терек было малочисленным, более других районов Кабарды в XV в. подверглось миграции новой волны адыгов. К началу XVI в. кабардинское население восточнее р. Терек становится настолько большим и влиятельным, что можно говорить об образовании особой части Кабарды – Восточной.
О результатах сильного кабардинского воздействия на территорию среднего и нижнего Притеречья свидетельствуют не только данные археологии и русских летописей, но и топонимика и предания, распространенные среди осетин, чеченцев и ингушей.
В первой половине XV в. в результате походов Кабарды Тамби и потомков князя Инала к Черкесии была присоединена значительная территория Центрального и Северо-Восточного Кавказа. Кабарда Тамби не стал князем в восточно-адыгских землях, оставаясь тлекотлешем (дворянином высшей степени), пользуясь в последующем особым покровительством князей – потомков Инала. По преданиям, восточные адыги, недовольные притеснениями и поборами Кабарды Тамби, отправили депутацию с жалобой к правителю Черкесии Иналу за Кубань. Инал, прибыв к восточным адыгам, публично наказал Кабарду Тамби. В них также отражается то, как сам Инал повелел в знак уважения к своему полководцу назвать восточноадыгские земли Кабардой. По имени Кабарды Тамби получило свое название и озеро Тамбукан (Тамбий гуэл) – Тамбиевское озеро.
Вызывает вопрос и происхождение имени полководца Инала – «Кабарда». Оно является необычным и редким, встречаясь только у восточных адыгов. В адыгских преданиях Кабарда в основном фигурирует как Тамбий и къуэ т.е. сын, муж из рода Тамбиевых. Происхождение Кабарды Тамби связывалось с Мудавеем (район современного Адлера. – Ж.К.), т.е. Южной Черкесией. Учитывая то, что Инал начал свою объединительную деятельность с этих районов Черкесии, можно полагать, что Кабарда Тамби с самого начала сопровождал его, участвуя во всех его предприятиях. Родовое имя – Тамбий, казалось бы, прямо указывает на принадлежность к абазинскому обществу – Там (Тамовцы). Следует ли определять происхождение известного деятеля Иналовой Черкесии согласно этим данным? Возникает вопрос, от кого все-таки происходит Кабарда Тамби: от медовеевцев или от тамовцев? На наш взгляд, антропоним «Тамбий» указывает не на происхождение, а на владение территорией, т.е. Тамбий – владетель тамов. Кабарда Тамби вполне мог быть назначен Иналом наместником, владетелем абазин-тамовцев с целью образования плацдарма для дальнейшего наступления восточнее р. Кубань. На территориальную принадлежность указывает и то, что он был «из Мудавеи», т.е. из Южной Черкесии. Адыгское население Восточной Черкесии, сохранявшееся здесь непрерывно, могло запомнить его не как коренного адыга, а как пришедшего «из Мудави», т.е. южных районов Черкесии, где проживали абазины-медовеевцы.
Каково же происхождение антропонима Кабарда, который встречается и как географическое наименование. Известно, что река Бельбек на юго-западе Крыма раньше носила название Кабарда. В Северном Приазовье, в районе современного Таганрога находился город Кобарди, отмеченный на карте Анцелино Дульцерта еще в 1339 г. и существовавший до XVI в.
А.В. Гадло связывает происхождение названия Кабарда с адыгским населением Алании – кабарами. Этимология названия «кабар» предложена с тюрко-хазарского и означает – «непокоренные», «не починяю-щиеся». В 914 г. кабары восстали против хазарского господства. Восстание было подавлено хазарами, превосходящими в силе, после чего часть кабаров ушла на запад. В Киеве они занимали целый район под названием «Копырев конец». Многие кабары эмигрировали в Венгрию, где король принял их под свое подданство, став воинским сословием. Своей храбростью кабары завоевали исключительное право начинать сражение с врагом в составе венгерского войска. Другая часть осталась в Центральном Предкавказье, войдя в состав Алании как область Кабартаи. Название страны кабаров по данной версии имел иранский суффикс принадлежности. Согласно исследованиям А.В. Гадло, область кабаров-адыгов в Алании существовала в XI – XIII вв.. Принимая выводы А.В. Гадло, нельзя игнорировать то, что и в адыгском названии Кабарды – Къэбэрдей – присутствует суффикс принадлежности – «ей», что являлось традиционным для адыгских княжеских владений. Как указывалось выше, согласно адыгским преданиям, территория восточных адыгов была названа Кабардой в честь Кабарды Тамби. Однако здесь надо учитывать более древнее происхождение этимологии «кабар» и «Кабарда». Ведь время деятельности Кабарды Тамбиева падает на начало XV в., тогда как кабары и название территории их заселения фигурируют с X в. На наш взгляд, происхождение имени Кабарда непосредственно связано с территорией, которой владел Тамбиев. Прибыв от абазин Там и овладев территорией восточных адыгов-кабаров, он получил имя Кабарда. Частичка «д» в имени происходит от абазинского «д», «ду» и выражает собой в имени понятие «большой», «великий». Исходя из этих данных, имя легендарного полководца переводится как «великий кабар» и больше соответствует титулу владетеля восточных адыгов. А адыгское Къэбэрдей, т.е. Кабарда расшифровывается как владение великого (их) кабара(ов).
Разгромив татар, адыги заняли доминирующее положение в регионе.
Дружина князя Инала и его потомков стала опорой Кабардинского княжества. Из них вышла кабардинская аристократия, в которую вошла и часть старой, восточноадыгской аристократии.
Таким образом, в XIV-XVI вв. произошло сложение нового социума адыгов, известного как кабардинцы. Он сформировался из трех основных компонентов – старого восточноадыгского населения, народов Центрального Кавказа позднего средневековья (абазин, осетин, сванов, вайнахов, тюрков) и новой волны адыгских переселенцев из Западной Черкесии.
Образование Кабарды как самостоятельного княжества произошло в первой половине XV в. после смерти великого князя Черкесии Инала. В результате распада княжества Инала территория восточных адыгов досталась сыновьям Инала от второй жены – Табуле и Беслану. Отделение бесланеевцев от Кабарды и образование Бесланеевского княжества произошло при сыне Беслана Каноко в начале XVI в. По сведениям Ш.Б. Ногмова, в население княжества Каноко вошла шестая часть от общей численности кабардинского народа. Княжество Бесланей занимало земли между р. Лабой и Урупом, представляя собой единое этнополитическое пространство вместе с Кабардой.
Ж.В. Кагазежев
Ссылки по теме:
ХАТОКШОКО МАГОМЕТ АША: ВСТУПАЯ НА ПУТЬ ЛЕГЕНДЫ
Тринадцать лет прошло со дня убийства этнографа Аслана Ципинова.
Возвращение к корням: ансамбль «Жъыу» как творческая лаборатория для возрождения аутентичного саунда
Получен международный паспорт "Черкесская гончая"
КАК КАБАРДИНЦЫ ЗАВЯЗЫВАЛИ ВОЛЧЬЮ ПАСТЬ
Историческое сознание адыгов как синтез накопленног опыта
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАБАРДЫ ТАМБИЕВА И ОБРАЗОВАНИЕ КАБАРДИНСКОГО КНЯЖЕСТВА ИНАЛИДОВ
ЛИЧНОСТЬ МАГОМЕТ АШ АТАЖУКИНА В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ ХАДЖРЕТСКОЙ КАБАРДЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853—1856 гг. В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ И В ГОСУДАРСТВЕ ШАМИЛЯ
"УОРК ХАБЗЭ" И "БУСИДО" КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОТЛИЧИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ ВОИНСКИХ СОСЛОВИЙ ЧЕРКЕСИИ И ЯПОНИИ
Читайте также:
Большая Кабарда и ее история
ЛИЧНОСТЬ МАГОМЕТ АШ АТАЖУКИНА В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ ХАДЖРЕТСКОЙ КАБАРДЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ «ЛИГИ НЕРУССКИХ НАРОДОВ РОСИИ» В ЛОЗАННЕ (ШВЕЙЦАРИЯ)
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853—1856 гг. В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ И В ГОСУДАРСТВЕ ШАМИЛЯ
Феодального владения Кремух (Кремук)